Коллективное биополе, или эгрегор
Эгрегор (от лат. grego - собирать в группу), или коллективное биополе, - тонкоматериальная конгрегация, «астральное существо», порожденное сообществом людей, объединенных одной мыслью или волей и представляющее дух данного сообщества; некое целое, обладающее эквивалентом или «призраком» души. Эгрегор отличается не только от окружения, но и от психического строя каждого входящего туда человека; он обладает относительной самостоятельностью, активностью, целями. Примеры эгрегоров могут быть самые разные: государство, производственный коллектив, компания собутыльников или наркоманов.
В эгрегоре человек не самостоятелен в своих мыслях, чувствах, действиях, суждениях. В психологии это явление называется групповым конформизмом. Известно, что поведение каждого человека зависит от того, в одиночестве, среди друзей или среди врагов он находится. Так, к примеру, самая нелепая мысль, дурацкая идея, первобытное желание, чуждые человеку по его собственной природе, могут оказаться неодолимыми для него внутри толпы. Большинство преступлений, совершаемых в период массовых беспорядков, логически невыводимы, непонятны и впоследствии вызывают искреннее раскаянье у каждого отдельного правонарушителя. Однако то же самое можно сказать и о проявлениях безотчетного героизма во время войн и революций. Здесь в критические моменты звучит так называемый зов эгрегора, которому трудно не подчиниться как в благородстве, так и в преступлении.
Поль Реньяр, французский социальный психолог, в конце XIX столетия описал явление, названное им умственной эпидемией. Суть его в том, что какое-нибудь чувство, идея или действие с молниеносной быстротой, подобно чуме или холере, распространяется и овладевает однородной толпой, пестрым сборищем или даже организованным коллективом. В современном обществе коллективные помешательства такого размаха не редкость - можно вспомнить телесеансы Кашпировского, массовый ажиотаж с приобретением акций «МММ», навязчивую, но нелепую моду или беснующихся болельщиков на футбольных или хоккейных матчах. Сюда же относятся многие обычаи, традиции и ритуалы, например, при коллективном употреблении алкоголя.
Психологию толпы на довольно высоком даже для наших дней уровне описал более ста лет назад другой французский ученый - Гюстав Лебон. Именно Лебон впервые ввел метафорическое понятие душа толпы, под которым он подразумевал самостоятельно существующий и спонтанно образующийся во всяком человеческом сборище комплекс эмоционально насыщенных целей и ценностей, которые практически не выражены или вообще отсутствуют у каждого отдельного его индивида. «Одухотворенная толпа, - писал Ле-бон, - представляет собой временный организм, образовавшийся из разнородных элементов, которые на одно мгновение объединились, подобно тому, как соединяются клетки, входящие в состав живого тела и образующие посредством этого соединения новое существо, обладающее свойствами, отличными от тех, которые присущи каждой клетке в отдельности».
Причину появления этих особенных черт толпы Лебон видел в механизме «заражения», то есть в самопроизвольном распространении эмоций и целей, чуждых большинству составляющих толпу индивидов. Это заражение происходит совершенно независимо от воли и желания людей. В толпе, как писал Лебон, воля отдельного отличающегося от нее лица подавляется, в результате образуется временный организм. Внутри него люди становятся похожи один на другого, как близнецы, а уровень их интеллекта, как правило, значительно снижается, и проявляются более грубые и примитивные, чем обычно, формы поведения.
В настоящее время толпы футбольных и хоккейных фанатов, сборища истеричных поклонников кино-, рок- и поп-звезд образуют конгломераты особого рода, являющие собой примеры низшего эгрегора.
Впрочем, эгрегоры толпы - это лишь одна из разновидностей эгрегоров. Существуют и другие - эгрегоры семьи, партии, группы собутыльников, религиозной общины, народа или этноса, всего человечества в целом, или ноосферы. Их различение бывает подчас весьма условным, а иногда и вовсе не осуществимым. Так, к примеру, характерной чертой всех высших эгрегоров (например, государства, производственного коллектива) является их устойчивый, инертный характер, определяемый существующими внутри них непоколебимыми ценностями. Такие эгрегоры, как взвод солдат, музыкальный оркестр или спортивная команда, занимают промежуточное положение между высшими и низшими, демонстрируя в зависимости от ситуации черты тех и других.
Подчеркнем еще раз, что коллективное биополе, или эгрегор, никогда не сводится к совокупности биополей его составляющих, а представляет собой качественно иное, новое явление. В частности, в отличие от биополей отдельных лиц, эгрегор практически никогда не имеет столь же четких границ. Чаще всего конфигурация коллективного биополя оказывается за пределами наших пространственных представлений и в этом смысле бывает неопределимой. Эгрегоры партии, фирмы, религиозной общины - все они вполне реальны, но в то же время характеризуются весьма расплывчатым пространственным расположением, если вообще имеет смысл говорить о таковом. В отличие от низших эгрегоров (толпы, очереди, компании собутыльников), имеющих четкое расположение и контуры, а также в противовес биополям отдельных лиц, высшие эгрегоры способны существовать безотносительно каких-либо пространственных характеристик, либо представления о конфигурации и месте вообще оказываются для них лишенными смысла. Так, к примеру, разные эгрегоры могут занимать одно и то же пространство в одно и то же время, а один и тот же человек может входить в состав различных эгрегоров.
В большинстве случаев каждому эгрегору свойствен «инстинкт», или принцип, сохранения (Н.Ф. Овчинников) - стремление не только сохранять, но и активно утверждать свои собственные программы, качества, ценности вопреки возмущающим влияниям извне. В этом смысле каждый эгрегор, как система тонких связей, оправдывает себя уже фактом своего существования. Он не может принять на себя другие ориентиры и ценности в качестве ведущих, как бы ни были они хороши с некоторых третьих позиций, именно потому, что они замещают собой или разрушают прежние установки и прежние правила. Будучи наивысшей ценностью в плане самой себя, тонкая информационная структура каждого индивида в массе таковых внутри эгрегора трансформируется в энергию последнего. Цели и ценности большинства составляющих эгрегор биополей нивелируются до степени обезличенной энергии подобно тому, как отдельные векторы частиц в броуновском движении на макроуровне воспринимаются не как механическое движение, а как тепло. Каждый тонкоматериальный элемент, как и элемент физический, продолжая быть самим собою, в то же время несет и «социальную» - надиндивидуальную нагрузку выразителя низших свойств целостного эгрегора.
Принимая на себя груз целого и роль отдельной ячейки, клеточки, гармонично входящая в эгрегор личность не воспринимает эту свою роль как избыточную тяжесть, а, напротив, считает ее своей. Крылатое выражение К. Маркса о том, что «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», в данном случае перекликается с идеей отечественного мистика Г. Гурджиева о «загипнотизированности человека обществом» или с вариантом этой формулировки Д. Бейнса о «загипнотизированности биокомпьютером рода или вида», а также с представлениями о «групповом сознании» и «коллективной мыслеформе» и, наконец, с идеей «общественной кармы» в понимании Б. Д. Дандарона...
Всякий эгрегор далеко не однороден по своему внутреннему составу. Так, к примеру, при его возникновении решающую роль играют своего рода активные или доминирующие центры, своеобразные «точки сборки» - инициаторы или вожди, которые, подобно крупинкам соли, брошенным в перенасыщенный раствор, вызывают стремительный рост кристалла.
Лебон пишет о «вожаках» толпы - различного рода трибунах, ораторах, бойко владеющих языком и приемами эмоционально-волевого воздействия на окружающих. К числу организаторов более высокого ранга в высшем эгрегоре относятся и так называемые пассионарии, как обозначил этих людей Л. Гумилев; они могут быть неискушенными в речах, внешне держаться в тени, но в то же время обладать имиджем или харизмой иного толка, выражая не поверхностные, а глубинные интересы высшего эгрегора. Благодаря пассионарности, знаменующей собой конечное свойство и организационный эффект энергии живого вещества, происходит образование этноса, который является союзом народа, его предшествующей истории и географической среды его обитания. Такого рода яркие, неординарные личности, проявляющие себя преимущественно в кризисную, переломную эпоху, начинают своеобразно доминировать, утверждая и распространяя некие высшие истины, о которых они сами имеют подчас самое смутное представление...
Причину объединения прежде самостоятельных, разрозненных элементов в некое целое следует искать прежде всего в феномене биополевого резонанса, индукции с образованием связи или раппорта будущего доминирующего центра со своим окружением.
В магии, спиритизме, трансперсональной психологии известен подобный и весьма наглядный механизм коллективного взаимовлияния, называемый магический круг или магическая цепь. Несколько участников становятся в круг, взявшись за руки, и, сосредоточившись, медитируют на какое-нибудь общее чувство или идею, в результате чего эта мысль или эмоция многократно умножается, приобретая особого рода самостоятельность, инерцию и устойчивость, а также в последующем даже независимость от своих создателей.
Современным этапом развития этого направления в науке является создание так называемого виртуального мозга как результата межиндивидуального взаимодействия. Суть этой методики заключается в образовании тонких, энергоинформационных связей (ЭИ-связей) на основании эффекта резонанса вступающих в контакт людей, в особенности когда они находятся в особых или измененных состояниях сознания и когда критическая функция мышления, интеллекта в значительной степени погашена или временно устранена. В результате коллективной медитации такого рода образуется тонкая динамическая структура, называемая виртуальным мозгом, отличающаяся от других структур своей независимостью и оригинальностью. Принципиально близкой к этому методу оказывается идея коллективного сознания (мыследеятельности), практически внедряемая в виде деятельностно-имитационной кооперативной игры (Г.И. Швебс), а также методика мозгового штурма (А. Осборн), не без успеха применяемая в популярной телеигре «Что? Где? Когда?».
Пьянство и прием наркотиков также носят по преимуществу коллективный характер. Группа себе подобных имеет свой негласный «кодекс», правила поведения, нарушение которых означает изгнание из группы. В среде пьяниц такими правилами являются, к примеру, невозможность отказа от следующего «тоста», а также порицание человека, стремящегося налить себе больше или «опередить круг». В среде наркоманов правила иные. Коллективный прием наркотиков предполагает всеобщее благодушие и расслабленность. Человек, который «грузит» группу негативной информацией, рассказывая о каких-либо несчастьях, как правило, вызывает протест и в конечном итоге изгоняется...
|