Энциклопедия наркотиков
главная | а | б | в | г | д | з | и | к | л | м | н | о | п | р | с | т | ф | х | ц | ч | ш | э | наркомания | алкоголизм | курение | лечение | личности | закон  

Аркадий Вяткин. Эзотерическая наркология:



Психическая энергия в наркологии

О том, что есть психическая энергия, слышал, наверное, каждый. Но не каждый знает, в чем суть этой энергии и чем она отличается от энергии физической. Скажем сразу, что сам термин психическая энергия присутствует в психологической литературе, а также в бытовой речи, но в этих случаях он является метафорическим. Когда человек в хорошем тонусе, полон сил и желания действовать, о его психической энергии, как правило, говорят обобщенно. Но если у человека, напротив, плохое настроение, апатия, если он устал либо у него астения из-за перенесенной болезни, стрессов или плохого питания, то о нем говорят, что у него упадок сил, нехватка психической энергии. Такое понимание психической энергии лишь в общих чертах напоминает ее трактовку в альтернативных отраслях знания, где под психической, или, как ее еще иногда называют, космической, энергией всегда подразумевается нечто большее, чем энергия в классической науке. Более того, физическая энергия понимается в современном эзотеризме как составляющая или вариант энергии психической.

Психическая энергия - это энергия, присутствующая во вселенной, дающая жизнь и смысл существования не только человеку, но и всему живому. Поскольку жизнь в эзотеризме понимается более широко, чем жизнь физическая, считается, что энергией космоса пронизаны не только биологические существа, но и, скажем, растения, скалы, вода, различного рода технические устройства, создаваемые человеком, еда и произведения искусства. Эта энергия проникает не только во все звездные образования, но и внутрь атома, составляя основу сущего. Иными словами в глубинной основе материи и любых физических систем лежит тонкая психическая энергия. Она же составляет основу человеческих чувств и мыслей, может воплощаться в буквах, цифрах и других условных символах.

При этом самой чистой является психическая энергия, поступающая к нам непосредственно из космоса. Она оседает и дает жизнь всем жизненным формам, которые в свою очередь излучают ее вокруг себя в переформированном и свойственном им виде.

Получать энергию космоса можно научиться. Для этого существует множество способов, от йоговских методик или методики открытия «третьего глаза» Сахарова до трансцендентальной медитации. Верующий человек присоединяется к каналу космической энергии посредством молитвы. При этом не имеет значения, к какой религиозной конфессии вы принадлежите. Ислам, буддизм, христианство, иудаизм - все эти традиции совершенно равноценны в плане возможности получения энергии из космоса. Как это ни парадоксально, такую возможность дают и различного рода секты, в том числе и те, которые имеют в социуме репутацию одиозных. Автору приходилось встречаться с истовыми адептами таких непризнанных религий. Можно сказать, что к некоторым из них происходит небывалое поступление космической энергии, причем оно многократно усиливается, едва такой проповедник начинает говорить.

Состояние, переживаемое человеком в результате общения с «гуру», напоминает опьянение или кайф наркомана: резко улучшается настроение, исчезает напряженность, появляется легкое головокружение, туман в голове и чувство блаженства. Инстинктивно человеку хочется, чтобы это состояние продолжалось как можно дольше. Случалось наблюдать, как «опьянение» длилось еще некоторое время даже после того, как проповедник уходил из поля зрения слушающего. По-видимому, этот прием введения человека в измененное состояние сознания и приводит к тому, что некоторые люди идут в секту, тогда как другие, чтобы получить схожие ощущения, начинают употреблять наркотики.

При этом наркоманы - как и алкоголики - вызывают к себе резко негативное отношение хотя бы потому, что все они являются энергетическими вампирами: психическая энергия втягивается в них, как в черную дыру, от любого общающегося с ними или просто находящегося рядом человека.

Современная наука, однако, признает наличие лишь одной физической энергии и категорически отрицает психическую энергию - даже в отношении душевной жизни человека. Отечественный психолог М.Г. Ярошевский так описывал эту ситуацию.

Любая попытка представить психическую энергию не в переносном, а в прямом значении чревата серьезными опасностями для причинной трактовки не только психики, но и мира в целом. Однако сплошь и рядом мышление вынуждено прибегать к метафорам. Кстати, и такие термины, как «энергия» и «сила», приобретшие ныне однозначность, свойственную физико-математическому знанию, заимствованы из запаса представлений, которые некогда являлись метафорами.1

Поскольку физическая энергия, с позиций эниологии, является эманацией космической, или психической, энергии, сама история утверждения в науке данного термина весьма поучительна для скептиков и невежд. Это одна из драматических страниц истории формирования современной системы знания. Несмотря на то что термин энергия ныне вошел во все учебники и за ним стоит представление об энергии как единственном атрибуте активности и способности совершать работу, наука пришла к этому болезненно и далеко не сразу.

Врач Роберт Майер во время пребывания в тропиках заметил изменение цвета венозной крови у своих пациентов и на основе этих наблюдений сделал вывод о связи между потреблением пищи и образованием тепла в организме. В 1841 году он послал издателю журнала «Annalen der Physik» статью «О количественном и качественном определении сил», но идеи, высказанные в ней, не соответствовали тогдашним научным представлениям, и статья была отвергнута. Майер считал, что движение, теплота, электричество есть качественно различные формы «сил» (так он называл энергию), превращающиеся друг в друга в эквивалентных соотношениях. Ученый пришел к выводу, что источником энергии и самой жизни на Земле является Солнце, причем первые аккумуляторы солнечной энергии - это растения, а в организмах животных происходит только превращение веществ и «сил», но не их создание. Это заявление шокировало научную общественность того времени. Такая реакция со стороны коллег, а также развернувшаяся позже травля ученого в связи с оспариванием приоритета в открытии закона сохранения и превращения энергии привели к тому, что весной 1850 года Майер сделал попытку покончить жизнь самоубийством.

Свою лепту в разгром идеи о флогистоне - этого, правда, несовершенного аналога теории психической энергии - внес, как известно, и великий русский ученый Михаил Ломоносов. Его непререкаемого авторитета оказалось достаточно, чтобы дальнейшие исследования флогистона (или, как его тогда называли в России, «теплорода») были у нас прекращены. Несмотря на то что легендарные махатмы сто лет спустя сообщали, что они верят «во много раз осмеянный флогистон», эта фраза прошла незамеченной для ученого мира, впрочем, как и остальные их письма: ребенок был выплеснут вместе с водой, что случалось в истории науки неоднократно...

В начале ХХ века французский психоневролог П. Жане дал свое определение психической энергии, согласно которому каждый человек обладает психоэнергетическим ресурсом, постоянно пополняемым и расходуемым за счет взаимоотношений с другими людьми. П. Жане не знал, откуда берется эта энергия у людей, чем она измеряется и каков ее потенциал.

Подобные взгляды высказывали и другие исследователи, которые в своих интуитивных догадках пошли даже несколько дальше. З. Фрейд, к примеру, использовал понятие сексуальной энергии (либидо) и даже нашел ее основное «хранилище» - область крестца, что поразительным образом совпало с представлениями индийской философии о месте нахождения «змеиной силы» (кундалини). По мнению Фрейда и его последователей, психическая энергия является недифференцированной, хаотичной, стихийной сексуальной силой, которую человек может расходовать в самых различных актах, как в сексе, так и в физической работе или творческой деятельности. В его понимании сексуальная психическая энергия уподобляется потоку воды, и избыточное ее давление в одном месте ведет к тому, что находится отток в другом, и в совокупности это приводит к выравниванию напряжения. Против этой теории Фрейда возражал его лучший ученик К.Г. Юнг, который никак не мог согласиться с идеей учителя о том, что в основе творчества и духовности лежит ущемленная сексуальность.

Заслуживает внимания и концепция оргона, выдвинутая другим учеником Фрейда В. Райхом. Он пытался не только обосновать это понятие, но и практически накапливать с помощью специальных «генераторов» эту оргонную энергию, чтобы исцелять больных. В термине оргон (оргонная энергия) он соединил понятия организм и оргазм, полагая, что все мироздание, включая звезды и планеты, пронизано этой универсальной «силой». Оргон в представлении Райха не имеет массы, находится в постоянной активности и является основой всех процессов в природе, включая движение галактик, облаков и человеческую мысль.

Собственно психическая энергия считается ближайшей эманацией Абсолюта - эта идея прослеживается еще в Ведах. Обмен психической энергии наиболее заметен в тонких энергетических центрах человека (чакры, дянь-тань). Примечательно, что данная идея появилась спонтанно и совершенно автономно сразу в нескольких культурах - Индии, Китая, Южной Америки и Австралии. Но наибольшего развития и детализации она достигла в древневосточных (индийской и китайской) философии и медицине.

Каждый из упомянутых центров, располагаясь в эфирном теле, является средоточием энергии своего иерархического плана, отвечающего за те или иные формы активности человека и соответствующую связь с остальным миром. По сути, в своем прямом выражении чакральные энергии оказываются поуровневыми программами бытия, на которых сосредоточивается и которыми руководствуется человек в те или иные моменты своей жизни. К примеру, самый низший энергетический центр, находящийся в крестцово-подвздошной области, является аккумулятором наиболее грубой энергии - энергии инстинктов, тогда как наиболее высокий энергетический центр - «тысяче-лепестковый лотос», или аджна, - соединяет человека с космосом и является программой его духовного существования. Несмотря на то что энергетические центры подчиняются закону иерархии, согласно которому низшие центры дают энергетическую подпитку высшим, каждый из них выполняет и самостоятельные директивные функции, важные при земном существования человека.

Однако, рассуждая об энергетических центрах, следует помнить, что это не анатомо-физиологические образования, а целиком условные, во многом зависящие как от мыслей, чувств отдельного человека, так и от влияния традиций, менталитета и так называемого эгрегора и коллективного бессознательного. Следует добавить, что физическая энергия в этом ряду активностей представляет собой самую низшую, иногда стихийную, демоническую, но от того не менее необходимую для проявленного мира самодвижущуюся способность.

Следует напомнить еще раз, что все разновидности энергии имеют общее космическое происхождение. Они сохраняют определенную гармонию на своем уровне или в своем ряду, но далеко не столь эквивалентны в своих иерархических переходах. Во всяком случае, закон сохранения и превращения энергии здесь имеет ограничения и не может распространяться, как абсолютная истина, на все мироздание. Иначе говоря, если психическая энергия - это двигатель открытых систем с потенциально бесконечным числом видов связей, то физическая энергия определяет движение в закрытых системах с ограниченными связями. Другими словами, если психическая энергия полиморфна, многообразна и может в равной степени исполнять роль бесструктурной энергии или структуированной информации, то физическая энергия слепа и не может управлять.

То, что у организма имеются внутренние побудительные силы, не сводимые к термодинамическим закономерностям, это факт. Но гораздо труднее описать психическую энергию с помощью таких четких характеристик, какие присущи, допустим, энергии физической. Кроме того, рассуждая о психической энергии, необходимо выделять и ее целевые, информативные признаки, радикально отличающие ее от энергии физической, которая представляет собой демоническую стихию, если ею не руководить. Психическая же энергия и ближайшие ее эманации, напротив, способны являть собой особые ценности, имеющие целевой, программный характер, а в высших своих проявлениях - вид космической этики и морали, зачастую несовместимый с грубым земным существованием. Космическая, или психическая, энергия уникальна в том плане, что она в зависимости от ситуаций способна играть как целевую (ценностную, информационную), так и количественную, энергетическую и значительно обесцененную роль. При этом следует всегда помнить, что физическая энергия не есть нечто самостоятельное, что она является только отдаленной эманацией той же космической энергии.

Древнеиндийские мудрецы, как известно, не различали в пране, или в психической энергии, программный и энергетический компоненты. Но даже в наши дни, несмотря на развитие и дифференциацию знания, обусловленные появлением таких дисциплин, как кибернетика, теория информации, теория катастроф, теория систем, синергетика, четкое различение в самодвижении неспецифических побудительных и специфических целевых составляющих зачастую невозможно. Более того, неспецифические (энергетические) и специфические (ценностные) компоненты психической энергии и последующих ее вариаций не являются жестко зафиксированными в природе.

При этом понятно, что, рассуждая об активности биологических, психологических и социальных систем, мы можем называть это энергией только на основании самых общих аналогий с энергией физической и, разумеется, не можем измерять ее в киловатт-часах и лошадиных силах. В отношении живых, или самоорганизующихся, систем, к которым относятся системы не только биологической, но и психологической и социальной природы, следует говорить не столько об энергии, сколько об информации, которая содержится здесь в относительно свободной и активной форме. Подобные взгляды высказывал еще в 70-е годы ХХ века отечественный ученый В. И. Кремянский, выдвигая свою идею «инфов» или «метасистемности информации».

Наличие особым образом организованных тонкоматериальных (информационных) «организмов», имеющих автономный характер существования на фоне физической материи, в последнее время отмечено в уфологии. Также оно имеет место в явлении полтергейста, биоэнергетическом целительстве и в народной магии в виде так называемой «порчи». Феномен «изгнания беса», в том числе беса пьянства, существует не только в народной магии, но и признается в христианстве. Чрезмерная аккумуляция в себе чистейшей психической энергии, являющейся энергией самого высокого плана, практикуемая в некоторых целительских методиках, не излечивает человека, не делает его очень умным или святым, если он грешит. Если порочная жизнь не изменена и помыслы остались грязными, то излишнее накопительство может даже навредить. В этих случаях наблюдается трансмутация праны, которая только усиливает низшие программы по причине их доминирования в душе и теле человека. Об этом говорила и Е.И. Рерих, предупреждая об опасности, которая грозит духовно незрелому человеку, без помощи учителя увлекшегося пранаямой и другими йогическими практиками. Практически то же самое отмечал и известный исследователь в области эниологии А.Н. Меделяновский, по мысли которого неиспользованная психическая энергия становится «шлаковой», провоцируя хроническую болезнь...

Еще Е.П. Блаватская в одной из своих работ писала:

Накопленная энергия не может быть уничтожена, она должна быть переведена в другие формы или преобразована в другие виды движения; она может оставаться навеки бездействующей и все же продолжать существовать. Бесполезно пытаться заглушить страсть, которой мы не в силах управлять...2


1 Ярошевский М.Г. История психологии. - М.: Академия, 1997.
2 Блаватская Е.П. Теософия и практический оккультизм. - М., 1993. - С.62.



ВНИМАНИЕ!!! Вся информация предоставляется исключительно с образовательной целью.
Наркотики вызывают зависимость, вредят здоровью и угрожают жизни!

 © 2007-2020 Наркотики.SU
 ссылки статьи контакты реклама

Энциклопедия наркотиков
все о наркотиках и лечении наркомании

Rambler's Top100  
Free Web Hosting