Энциклопедия наркотиков
главная | а | б | в | г | д | з | и | к | л | м | н | о | п | р | с | т | ф | х | ц | ч | ш | э | наркомания | алкоголизм | курение | лечение | личности | закон  

Аркадий Вяткин. Эзотерическая наркология:



Закон причин и следствий (закон кармы)

В классической науке и философии есть понятие детерминизма, закона, утверждающего всеобщую связь вещей и явлений. Однако на практике этот закон утверждается ортодоксами от науки в урезанном, редуцированном виде по причине непризнания иной энергии, кроме физической. Современная наука, к примеру, отрицает влияние чувств и мыслей на физическую материю, отрицает факт передачи информации от человека его потомкам - всей, кроме той, что находится в генах, и т.д.

Современный эзотеризм (эниология) утверждает, что вся деятельность человека, все его мысли и чувства обязательно сохраняются в надфизическом пространстве в виде некоего банка данных, который у древних получил название хроники Акаши, а в наши дни соотносится с понятием коллективного бессознательного. Определенная часть этой информации, например, в виде архетипов, действует на каждого живущего сейчас человека. Другая информация, связанная с наличием кармы (личной, родовой или общественной), действует на людей избирательно.

Слово карма в переводе с санскрита означает «деяние, поступок». Закон кармы существует во всех индийских религиях, а также в герметизме. Его признавали некоторые древнегреческие философы и ранние христиане (Ориген).

Карма - это сумма совершенных живым существом поступков и их последствий, которая учитывается и влияет на будущее. С позиций индийской философии, карма чаще всего бывает негативной для человека. Позитивная же, или «хорошая», карма чаще всего людьми не замечается: по логике той же индийской философии, это должен быть такой поступок, который сокращает удручающее бремя перевоплощений, ибо сама физическая жизнь порождена кармой. Но поскольку, в соответствии с традиционной индийской мыслью, любой поступок человека способствует его возвращению в круг инкарнаций, единственным действием, прерывающим этот поток, может быть отсутствие всякого действия - недеяние, что и практикуется в настоящее время у даосов. Примерно тому же способствует принятая в разных других религиях самоизоляция, уход из мира - в монастыри, скиты, лес, пещеры.

* * *

Для марксистско-ленинской философии закона кармы не существовало, зато пропагандировался ее суррогат - детерминизм как «всеобщая связь всего и со всем», но только лишь в физическом отношении, потому что Тонкого мира для коммунистов тоже не существовало. Опыт показал, что это было опасным заблуждением: ведь тем самым не только напрочь отметались какие-либо этические причины, но и утверждалась фантастическая идея, будто бы вселенная тянется до бесконечности как физическая реальность...

Принцип всеобщей причинности, называемый законом кармы, бумеранга или даже обратной связи, гласит: все в мире носит неслучайный характер, каждое движение и состояние имеют свою причину и являются причиной других движений и других состояний, поскольку связаны со всем надфизической формой связи, и нет ни одного уголка во вселенной, который бы оказался изолированным от других ее мест. Такого рода тонкая связь, имеющая цикличный характер, касается всех без исключения физических образований, мыслей и страстей.

Понимая мир только как физическое - и при этом весьма укороченное - бытие, материалисты рассматривают смерть как крах или проигрыш в борьбе за продолжение существования. Являясь антитезой жизни, смерть, с позиций материализма, иррациональна, она уравнивает праведника и негодяя. Однако со столь откровенно аморальными выводами, сводившими на нет весь смысл земных устремлений, материалисты смириться не смогли. Многие современные западные ученые, прагматисты и коммунисты поэтому считают, что муки и радости человека, живущего сегодня, приносятся в жертву какому-то «светлому будущему», в котором данный человек жить, увы, уже не будет. Такие перспективы, однако, не могут распространяться далее здоровья и благополучия непосредственных родственников и друзей, завершаясь прежним эгоизмом кланового, семейного, эгрегореального плана. В этом смысле алкоголизм и наркомания - кармические заболевания, причины которых могут лежать в глубине веков.

Исторический опыт показывает, что самые утонченные нравственные правила оказываются надуманными и приводят к ханжеству пока все человечество сосредоточивается на задачах более здорового или более полного удовлетворения своих физиологических потребностей, то есть пока мы думаем, что человек есть, чтобы есть, не помышляя о духовной пище. В этом случае эгоизм и субъективизм обусловлены логикой самого физического существования и представляют собой формы проявления нашего весьма противоречивого бытия в его разделенности на субъект и объект. Каждая система, каждое тело на земном плане имеет все основания, чтобы быть «эгоистичным» и «субъективным», всячески сохраняя присущие ему свойства, качества, ценности, потому что бытие вообще и «себялюбивое» бытие на земном плане оказываются синонимами. Это бытие всегда ограничено во времени, пространстве, своих качественных особенностях и не может без ущерба для самого себя расширять эти рубежи. Человек из плоти и крови не в состоянии преодолеть свою ограниченность в пространстве-времени физическим путем, поскольку научно-технический прогресс только расширяет границы антропоморфной реальности, но не устраняет их принципиально. Гармонизация человеческих отношений станет возможной только благодаря изменению стратегии миропонимания, которая отрицала бы уникальность всего физического и его разделенность на непримиримые субъект и объект с одновременным принятием высокооптимистичной идеи бессмертности человеческого духа. Но физическое тело по своей природе сопротивляется духовному прогрессу, идеалы которого ему чужды. Кроме того, всем европейцам с рождения и до смерти внедряется сверхценное отношение к физическим реалиям, в рамках которого мир представлен как совокупность искусственно созданных предметов и потребностей, искусственно порожденных этими предметами.

Крайним выражением такого рода потребительской философии является гедонизм, культивирующий низменные желания, в том числе связанные с употреблением наркотиков и алкоголя. О том, что такая философия порочна, свидетельствует феномен зависимости с развитием наркологической болезни, а также неизбежно появляющиеся при этом пресловутые «ломка» или похмелье. В то же время происходит обесценивание, нивелировка духовных реалий, которые низводятся до уровня чего-то иллюзорного, случайного, вымышленного, незначащего, не имеющего ни смысла, ни пользы. Если алкоголикам и наркоманам мысль о каких-либо духовных реалиях просто не приходит в голову, то западная и отечественная психиатрия и психология, хотя и слышали о духовности, огульно отрицают любую ее форму как ненаучную. В контексте современной физикалистской науки духовность приравнивается к невежеству, предрассудку или даже к психической болезни. Иного рода подход был известен в древности сторонникам тайного или эзотерического знания, который нашел свое отражение практически во всех мировых религиях, утверждающих, что физическая реальность еще не конец, что жизнь продолжается дальше, переходя в мир неощутимых, многомерных, ноуменальных пространств, которые во всей своей полноте не могут быть раскрыты ограниченным человеческим рассудком.

Согласно эзотерической философии и некоторым восточным верованиям, в следующем Тонком мире мы оказываемся так же «смертны», как и в мире физическом. Мы долго странствуем между обоими мирами, пока дух не очистится от физической и моральной «скверны», то есть пока он не переменится и не станет «непригодным» для дальнейшего перевоплощения, оставшись навеки в мире идей и в конечном итоге слившись со своим вселенским прародителем - Абсолютом.

Согласно древневосточным представлениям, тонкоматериальная субстанция или дух, отщепляющийся от физического тела человека после его смерти, через некоторое время внедряется в человеческий зародыш и сопровождает его от рождения до самой смерти. Такого рода круговорот, названный древними индусами «колесом сан-сары», осуществляется до тех пор, пока многострадальный дух не очистится от эгоизма и эгоцентризма, присущих физической жизни, и пока он, постепенного поднимаясь на все более высокие этажи духовной иерархии, не сольется с Брахманом, Абсолютом, таинственным Ничто.

Каждый из нас может соглашаться или не соглашаться с идеей перевоплощения - это его личное дело, и на сам процесс инкарнации это ничуть не влияет. Ситуация, когда освобожденный дух противится человеческому воплощению, или, напротив, когда дух «не хочет» на Небеса, невозможна в принципе; отрицание этого характеризует скорее земного человека, его самость, а не духовную основу. Попытка остановить или задержать естественный процесс санса-ры - столь же бессмысленное действие, как и попытка остановить смерть или рождение.

Несмотря на то что духовное развитие осуществляется только в одну сторону - в сторону прогресса, прямолинейной и проторенной дороги туда нет. Каждому с рождения приходится прокладывать свой путь туда как бы заново и совершенно вслепую. Неразвитый дух находится в плену невежества и физических вожделений и тяготеет поначалу не к своему развитию, а только лишь к воплощению в новом теле посредством все новых и новых инкарнаций.

Целью сознательной жизни человека, или его Пути, согласно учениям большинства оккультных доктрин, является, следовательно, всемерное развитие духовности. Но, несмотря на то что духовное развитие осуществляется в исключительно грубых и противоречивых условиях физической жизни, сама эта жизнь воспринимается восточным человеком стоически - как закономерное, но неизбежное зло, как своего рода детские болезни, которыми переболевают все, прежде чем становятся взрослыми...

Согласно закону кармы, случайностей в природе нет. «Случайная причина» - это выдумка досужего ума, неспособного выбраться из порочного круга физического обоснования событий. Пока человек остается в плену созданного им мира трехмерности, он не может понять подлинной причины происхождения вещей. Однако если даже и допустить, что каждый предмет в необозримой вселенной совершенно одинаково определяется и соединяется с другими, то получается, что само физическое существование теряет всяческий смысл, а вселенная превращается в хаос. Ограниченное, дискретное физическое существование в виде отдельных тел или систем, следовательно, обусловлено и по-своему логично, тем более что только через него осуществляется эволюция воплощенного духа. Физическая жизнь при таком раскладе представляет собой инструмент или способ духовного совершенствования, которое, в свою очередь, возможно не само по себе, в силу неких самостоятельных тенденций, а только лишь через противоречивые условия этой жизни.

При этом личный эгоизм и обостренное чувство уникальности собственного бытия не позволяют человеку примириться с мыслью, что все земное исчезает, превращаясь в прах за чертой физической жизни. Своеобразной формой отрицания ужаса беспощадной смерти стало непомерное возвеличивание заслуг усопшего, сооружение бюстов, надгробий, эпитафий, а также бальзамирование трупов фараонов и партийных вождей, создававшее иллюзию продления жизни. Сюда же относится культивация веры в то, что человек как личность продолжает свое загробное существование в виде души.

В буддизме и теософии идеал совершенствования связан не с личностью, а с духом. Личность, аналогом которой может считаться христианская душа, согласно индийской философии, есть нечто преходящее, наносное, привязывающее дух к земле, тогда как духу нужно стремиться к освобождению от пут физического и соединению с Абсолютом. Доктрина кармы, по сути, отрицает христианскую концепцию души, по которой приобретаемые на протяжении жизни привычки, навыки, характер, интеллект и даже внешний облик человека сохраняются в надфизической области «ада» или «рая» в латентном виде вплоть до так называемого «судного дня»...

Следует сказать, что европейская традиция и по сей день предполагает наличие у человека как субъекта четких границ и ценностей, а также исключительно волевого, активного стремления достигнуть практического результата. В то же время логика индуса или дзен-буддиста предполагает своеобразный квиетизм, то есть незаинтересованность в результатах своего труда, отсутствие честолюбия и стремления к какой-либо выгоде, ибо это есть непременное условие создания для себя хорошей кармы. Индусов такое мировоззрение вполне устраивает, но в европейском понимании оно не содействует успеху. Для европейца, воспитанного на приоритете конкуренции, честолюбия, престижности, на состязательном характере всякого труда, деятельность без всякого мотива оказалась бы страданием, и ее не смягчили бы формулировки, что только такой труд идет на пользу личному духовному развитию и на общее благо. Логика и вся практика восточного человека построены на созерцательности, интровертности, однообразии, тогда как помыслы человека западной культуры в основе своей экстравертны, демонстративны, нарочиты, вариабельны. Если для адепта какой-либо из восточных религий все устремления европейцев тщетны, иллюзорны, беспомощны, то у человека западной культуры духовные устремления буддиста или кришнаита зачастую вызывают недоумение или насмешку по причине кажущейся ничтожности их помыслов или неприложимости таких идей к физической жизни.

Согласно восточной философии, если человек остается в плену низших эмоций, страстей и прочих ценностей физической жизни, то они мучительно возрастают после освобождения от грубой телесной оболочки, когда удовлетворение низменных вожделений по понятным причинам оказывается невозможным. Неразвитый дух, имея желания, но не имея возможностей, переживает поистине танталовы муки, но находит частичное удовлетворение при медиумическом вызывании или в так называемой одержимости...

* * *

В качестве аргумента против идеи кармы приводилась и следующая мысль: если полагать, что в результате реинкарнации появляется совершенно другая личность, которая оказывается в полном неведении относительно каких-либо прегрешений в «прошлой жизни», то почему она должна страдать за своего «духовного предшественника»? По мнению христианских теологов, страдания невинного, страдания за другого человека оказываются актом самой жестокой несправедливости, который всемилостивейший и всеблагой Бог не мог бы допустить в качестве основного закона. Однако в последних доводах усматривается определенный элемент лицемерия и нарочитого лукавства: в тех же крестовых походах сознательно уничтожались дети, старики лишь потому, что они не были христианами. Известно также, чем завершилась миссия Кортеса и его последователей для коренного населения Америки.

Существует и другой довод «в защиту» закона кармы. Так, например, практически во всех кодексах современных стран говорится, что незнание юридических законов не освобождает от ответственности за их неисполнение или нарушение. То же самое можно сказать и о незнании естественных законов, которые продолжают действовать вне зависимости от нашей осведомленности или неосведомленности о них.

Буддисты и теософы утверждают, что такой вещи, как «несправедливость» или «наказание», вообще нет в природе, что это ан-тропоцентричные понятия, выдумка праздных философов. Точнее, эти понятия существуют, но только применительно к нашему уровню реальности с четко выраженным принципом единства и борьбы противоположностей. Качества и предикаты на физическом уровне вообще имеют относительное значение, зависимое не столько от них самих, сколько от окружения, и поэтому то, что считается истинным и справедливым для одной системы или одних обстоятельств, оказывается ложным, несправедливым для других. Так, к примеру, несправедливыми в плане человеческой морали оказываются страдания младенца, генетически обусловленные алкоголизмом отца. Заметим также, что далеко не все вещи в нашей реальности поддаются этическим градациям. Моральны ли, например, законы Ньютона или таблица умножения? Даже любое из страданий, взятое само по себе, вырванное из контекста, из системы обстоятельств, оказывается лишенным морализаторской основы. Так, к примеру, нельзя назвать моральной или аморальной боль, в особенности ту, причиной которой стало неосторожное поведение самого человека. А что такое карма, как не наказание за глупость или неосторожность, исходящее от сил природы?

Кармическое наказание лишь потому имеет условный, относительный характер, что человек одинаковой болью может расплачиваться за нарушение физических или одних только нравственных законов. Тем не менее, с чисто земной точки зрения, негативная карма воспринимается иногда как несправедливое и незаслуженное наказание. Таковою карма выглядит не только для невежественного или порочного человека, который не видит своей постылости, но и для обыкновенных людей, как будто бы не имеющих очевидных недостатков. Получая неожиданные удары от судьбы, человек может вопрошать: «За что, Господи, ведь я не грешил?!» Но даже посвященному не дано досконально знать, «чем виноват» его дух и что он делал в своих прошлых воплощениях. Даже так называемое «знание» собственных грехов или своей негативной кармы - далеко не всезнание, а только лишь отношение одного условного знания к другому, не менее условному. Так называемое «истинное знание» для земного человека всегда остается кантовской «вещью в себе», а поэтому не может даже упоминаться без кавычек. Каждый человек в состоянии постичь только некоторые стороны основополагающих причин. Придавая этим чертам или оттенкам статус исключительности, фундаментальности, человек опускает иные подробности, которые в другое время и при другом раскладе оказываются основными. Это касается не только знания числа причин, которое поистине бесконечно, а поэтому и недостижимо, но и их именования и качества, которое только при данных условиях может считаться окончательным и завершенным...

Человек не может избавиться от пут причинности, пут собственной кармы, поскольку это непосредственно связано с его физическим существованием. Говоря иначе, человек, лишенный причинности, есть человек, избавленный от самого себя, своей личности, своей истории и собственного тела...

Кроме того, совершенствуясь в одном направлении, человек неизбежно совершает промахи в другом. Так, например, невозможно быть одновременно живым и бесконечно любить все человечество, страдать от невозможности изменить ситуацию в требуемом духовностью направлении и в то же время подчиняться требованиям физической жизни. Компромисс находится, но далеко не всегда. Иногда приходится говорить о безысходности положения, поскольку на данном витке собственного бытия человек чувствует, что он никогда не выпутается из трагических хитросплетений: нравственности невозможно достигнуть единовременно, стремглав и тем более безнравственным путем. Всякое насилие недопустимо - никакие волевые, авторитарные наложения самых идеальных, безупречных правил на неразвитое человечество со стороны какого-либо святого или даже Высших Сил не может принести пользу. Роль морального регулятора с обратной связью выполняет не Бог, не махатма и не какой-нибудь архангел, а естественный закон кармы. Поэтому карма действует особенно тяжело на духовно неразвитого человека, он страдает вдвойне: от своего неведения и от наказания, которое, как он считает, получено им напрасно, зря. Если же карма заставляет испытывать боль, но человек относится к ней стоически и философски, понимая, что над ним совершается суд высшей справедливости, то он гораздо легче переносит все муки.

* * *

Негативная карма, однако, не фатальна, и наличие ее не означает, что человек обязан терпеливо и совершенно пассивно ждать, когда все до единого удары судьбы обрушатся на его бедную голову, и лишь после этого предпринимать какие-либо защитные действия. Созерцательное ожидание разрешения своей судьбы, боязнь ослушаться всемогущего Бога и тем самым изменить предначертанное можно назвать своеобразным «комплексом неполноценности» перед величием Высших Сил. Он, как и любой психоневрологический комплекс, является патологическим синдромом, парализующим ум, волю, активность. Именно поэтому важно понять, что преодоление кармической зависимости самим человеком возможно, и хотя представляет собой труд, подчас тяжелый физически и морально, каждый обязан выполнить его самостоятельно во имя своей эволюции.

В прежние времена люди самоизолировались от противоречивого и греховного мира в монастырях, лесах, пустынях и пещерах. Тем самым они устраняли нежелательные социальные контакты, вводящие их в искушение и влекущие к наращиванию кармы. Праведность для буддийского монаха связывалась прежде всего с его недеянием - безрадостным, эмоционально выхолощенным, автоматическим следованием жизненным стереотипам без попыток их изменения и без привязанности к ним. Всякое активное поведение, нарушение рутины, творчество - это, с точки зрения буддийского монаха, оковы, и, как написано в дореволюционной «Истории религий», «чем больше он будет бездеятелен и даже похож на труп, тем он становится выше и просветленней». Образцом духовной жизни для адепта индийских верований является чисто вегетативное, растительное существование, поскольку растения, в отличие от животных и человека, никого не убивают и не ведут хищнического образа жизни.

Тем не менее, одним только отказом от удовлетворения элементарных человеческих потребностей и уподоблением себя дереву или овощам невозможно освободиться от старой кармы. К такому выводу пришел сам Гаутама Будда, который, голодая, едва не уморил себя до смерти, но так и не получил желаемого просветления. Жизнь монаха и аскета отличается от жизни простого мирянина максимально возможным недеянием, однако жизнь на Земле полностью прекратилась бы, если бы все человечество ушло в монахи. В настоящее время большинство сторонников эзотерического знания считают, что для достижения гармонии с космосом мало, точнее, вообще не нужно быть отшельником, есть одну траву и допускать, чтобы тобой помыкали все кому не лень; не стоит также, живя своей обычной жизнью, быть ленивым и равнодушным. Бывают случаи, когда недеяние увеличивает личную карму, например, если человек может помочь гибнущему, но не помогает. Негативная карма изживается не столько путем самоизоляции или мазохического поведения, сколько активным преодолением гнусностей нашей жизни. Аскетизм противоестествен, поскольку он исключает человека из активной деятельности. Поэтому, даже с обычной точки зрения, он не приносит благости, а является проявлением извращенного эгоизма. Помогая другим, мы помогаем себе, поскольку, по закону кармической обратной связи, получаем в ответ то же самое. Тем не менее, некоторые люди со слабой совестью пытаются найти в законе кармы лазейку для оправдания своего равнодушия или скверного характера, заявляя: «Я здесь не при чем, такова моя карма».

Преодоление негативной кармы заключается и в активном сопротивлении злу. Но здесь следует помнить, что человек не должен всегда и во всем брать на себя функции всеобщего закона причинности. Физическое уничтожение вреда, порочности допустимо, если нет иного выхода, поскольку зло можно изжить и с помощью зла. Но в этом случае надо быть предельно осторожным, потому что, уничтожив одну негативную карму, человек неизбежно наращивает ее в другом месте. Так, к примеру, некоторые алкоголики пытаются самостоятельно бороться со своей пагубной привычкой посредством наркотиков. Или, напротив, наркоманы, пытаясь преодолеть «ломку», накачивают себя большими дозами алкоголя. В итоге, избавляясь от одной зависимости, они приобретают другую.

Как мы уже говорили, закон кармы в нашем проявленном мире выражается неоднозначно и противоречиво. Парадоксален и тот факт, что культивируемое невежество в виде отрицания закона кармы или глумления над ним в конечном итоге играет и позитивную роль: человек учится на своих ошибках. Но, с другой стороны, чрезмерная осторожность, страх проявить инициативу, сделать лишний шаг, чтобы не нарастить собственную карму, останавливает прогресс и приводит к духовному застою.

* * *

Очевидно, что в природе не бывает ненужных или случайных воплощений. Все души и все физические жизни оказываются связанными воедино причинной связью. Каждая душа, каждая жизнь занимает свое законное место в ячейке мироздания: будь то палач, его якобы невинная жертва или человек, мучающийся от неведения, - все они присутствуют среди нас в силу всеобщего закона причинности. Эта точка зрения отнюдь не оправдывает патологию или преступность, а просто констатирует факт наличия предопределенности как таковой, которая может по-разному оцениваться в разные времена и по отношению к различным системам. Роль всякого злодеяния противоречива. С одной стороны, преступник наносит заведомый вред, с другой - этот вред направлен исключительно на тех, кто сам запачкал руки в аналогичных преступлениях. Точно так же, к примеру, «порча», «сглаз» или иные проявления черной магии наиболее опасны только для порочных людей. В этом случае наиболее защищенными от магических ударов оказываются не ведьмы, чародеи и колдуны, а люди, кармически наиболее чистые и неотягощенные активно действующей информацией из своего прошлого, прошлого своего духа, - подвижники, святые, бодхисаттвы. Признавая тот факт, что кармическое преступление никогда не появляется «из ничего», а имеет предпосылки в прошлом или в сегодняшнем окружении, мы можем говорить о своеобразной цепочке, или преемственности, своеобразной «эстафете» кармических влияний...

Наше тело, следовательно, изначально греховно, поскольку оно порождено законом кармы, причем грех, как минимум проявляющийся в виде любви к самому себе, есть инстинкт самосохранения. Но он же есть и неотъемлемое свойство всякого живого существа - свойство, которое, однако, может умножаться и умножаться, превращаясь в эгоизм и вседозволенность. Определить с полной уверенностью, где начинается одно и кончается другое, мы вряд ли сумеем. Поэтому как можно ожидать освобождения, чистоты воплощаемого духа, когда одна карма тянет за собой другую, и не видно тому конца?

Карма никогда не проявляется в чистом, рафинированном виде, а имеет ту или иную степень распространения, резонируя со всей природой, которая, казалось бы, вовсе непричастна к нашим причудам. Иными словами, каждый человек соединяется не только физически и не только со своим непосредственным окружением, но и - ассоциативно - со всем миром. Он неизбежно передает, излучает, индуцирует в окружающий мир всю присущую ему активную информацию, которую приходится изживать также всем миром...

В литературе, посвященной феномену реинкарнации, описываются поразительные случаи «припоминания» своих прошлых жизней. Тем не менее, эти факты было бы неверно расценивать именно как примеры реинкарнации, а не, допустим, спонтанного ясновидения или одержимости. Истинное воплощение, по индийским традициям, означает преемственность одних лишь духовных ориентаций, характера, склонности к моральным или аморальным действиям, но отнюдь не наследование интеллекта, профессиональных навыков или памяти о деталях прошлой жизни. Информация о подробностях прежних воплощений заблокирована для мозга, тем более что она уже не является собственностью личности, а принадлежит всему коллективному бессознательному, этносу или ноосфере. Именно поэтому вопрос об истинности или ложности этих «припоминаний» и в особенности категорические утверждения о том, что они «свои», стали с некоторых пор поводом для схоластических споров, подобно вопросу о первичности курицы или яйца. Такого рода информация имеет для физического мира столь же умозрительный характер, как и, например, сведения о том, что некоторые атомы вашего тела некогда принадлежали телу Наполеона или даже самого Иисуса Христа...

Механизм наложение одной личности на другую или временное замещение личности в одном и том же физическом теле отнюдь не требует взаимодействия живого человека с умершим. Он осуществляется, даже если личность, с которой вы вступаете в контакт, - ныне здравствующий человек, или если это вообще несуществующая, фантастическая личность. Такое бывает, например, в состоянии гипноза, а также в психотерапевтической практике ребефинга, или холотроп-ного дыхания, когда человек получает доступ к коллективному бессознательному, отождествляясь не только с личностями из разных исторических эпох, но и с животными, растениями или даже с органами и клетками собственного тела. Известны также «перевоплощения» во время спиритических сеансов, столь популярных в прошлом столетии, а ныне вышедших из моды.

В.Н. Богданович в своей книге «Чаша кармы» вполне резонно заявляет, что для поддержания своего имиджа некоторым целителям проще всего свести конфликт в семье, являющийся причиной психосоматической болезни пациента, к событиям, допустим, 228 года до н. э., когда в результате боевых действий Селевка II царь Ашрак бежал к Апасидиакам, - тем более что проверить факт «реинкарнации» одного из героев этой исторической драмы нам не представляется возможным. Примерно так и поступает целитель С.Н. Лазарев, отыскивая причину «плохой кармы» своего клиента, допустим, в неэтичных поступках его прабабушки. Все это, разумеется, впечатляет, принося и немалый психотерапевтический эффект, как бы перенося «моральную ответственность» за причину болезней и текущих неудач с пациента на его отдаленных пращуров...

Идея кармы в немалой степени сопоставима и с христианской концепцией греха или с представлением о наказании за грех. Но если от греха можно защититься, снять его епитимьей в виде молитв, поста или другими способами, вплоть до индульгенции, распространенной в средневековье, то нейтрализовать негативную карму можно только лишь противоположно направленным поступком, чувством или мыслью.

Физическая жизнь человека такова, что, даже будучи святым, он не может жить и минуты, не причиняя вреда каким-то тварям в своем окружении, которые в плане эволюции имеют равные с ним права на существование. Самый праведный образ жизни не дает ни льгот, ни наград, ни преимуществ. Все христианские святые, великие посвященные имели трудную судьбу, переболевали многочисленными болезнями и жили не дольше других.

Абсолютная праведность - это нонсенс. Самый прилежный ученик, двигающийся по пути развития своей духовности, не в состоянии полностью избавиться от эгоизма и субъективизма, обусловленного его физической природой. Это надо принимать как должное, не сокрушаться и не рвать волосы на себе, ибо идеал недостижим, но нашей вины тут нет. Процесс этот не так скор, как некоторым хотелось бы, и поэтому насильственное внедрение в себя элементов даже самой высокой духовности зачастую приводит только к противоположным результатам. Так, к примеру, не будет моральным и нравственным, если человек, являясь единственным кормильцем в семье, под влиянием внезапно нахлынувших мыслей о необходимости работы над своей духовностью вдруг уйдет в монастырь.

* * *

Физическая жизнь на Земле имеет самостоятельную ценность, пренебрегать которой мы не можем даже во имя высоких идей просветления. Как справедливо пишет современная немецкая исследовательница Пенни Мак-Линн, «эта земля не только долина плача, и мы инкарнированы не для того, чтобы страдать в течение всей жизни. Мы должны с помощью нашего тела воспринимать радость, чувствовать удовольствие, наслаждаться жизнью».1 Примерно о том же самом в одном из своих произведений говорит и Елена Рерих.

Если некоторые религиозные экстремисты демонстрировали пренебрежение к собственному телу, морили его голодом, занимались самобичеванием, ходили в холода без одежды, то джайнисты пытались абсолютизировать принцип непричинения вреда. Они привязывали к ногам колокольчики, чтобы не наступить на какую-нибудь тварь, завязывали нос и рот платком, чтобы не вдохнуть насекомое. Они предоставляли свое тело в распоряжение кровососущих насекомых: блох, комаров, вшей, москитов, терпеливо дожидались, пока какая-нибудь козявка не насытится их кровью, и лишь после этого заявляли: «Лети с миром, брат».

Можно было бы подумать, что все святые и великие посвященные - из джайнистов, но это не так. Устранить свою оппозицию остальному миру даже для ортодоксальных джайнистов стало непосильной задачей. Их счастье, что они не знали о существовании вирусов и микробов. В противном случае одна мысль о том, что мириады невидимых глазом живых телец ежеминутно погибают в легких, кишечнике и крови, ввела бы их в неописуемую депрессию. Человек со своим физикалистским умом и ограниченным мышлением не способен постигнуть глубину и мудрость естественных законов, проявление которых может выглядеть не как сиюминутное благо, а как очевидный вред. Карма для человека - это чаще всего малорадостная информация, скрытый смысл которой не в садистском удовлетворении легендарных Архонтов, Липик или Владык кармы, а только лишь в оздоровительном и воспитательном значении для духа, который получает своего рода «иммунитет» или «закаливание» через претерпевание в физическом теле.

Человек, как и любое другое существо, не может развиваться, не преодолевая трудностей. Каждая ступень эволюции, и физической, и духовной, достигается жертвой. Н.К. Рерих призывал благословлять трудности, поскольку благодаря им человек растет. Еще физиолог И.М. Сеченов полагал, что мысль является рефлексом с задержанным двигательным концом, возникая там, где прямое рефлекторное действие останавливается и человек бывает вынужден задуматься. Если движение осуществляется без помех, то причин для его изменения не возникает вовсе - вспомните первый закон Ньютона. Кстати, человек современного типа сформировался не в субтропических областях с мягким, «курортным» климатом, а в умеренных широтах, с четким чередованием сезонов, где требовалось защищать себя от голода и холода. С незапамятных времен известно, что тепличная среда изнеживает, снижает сопротивляемость организма и приводит к деградации, тогда как преодоление трудностей (до некоторых пор) закаливает, делая организм более жизнеспособным и стойким. Здесь срабатывает кармический закон обратной связи, который не обязательно осознается, поскольку является прежде всего «автоматическим» ответом природы на изменение равновесия, или баланса, сил.

Кармическая зависимость обычно не фатальна, а имеет более или менее вероятностный характер, оставляя возможность и для инициативы, активности, воли, которые могут быть направлены против личной или даже родовой кармы, полученной через индукцию и инкарнацию. В конечном счете, даже несмотря на плохое духовное и физическое наследство, человек своим собственным трудом создает для себя положительную или отрицательную карму, строит свою собственную судьбу. Иными словами, противопоставление предопределения, диктуемого кармой, и свободы воли - кажущееся. На самом деле эти явления дополняют друг друга. Предопределение действует там, где слаба воля и где карма чрезвычайно сильна, равна силе физического закона, противостоять которому человек не всегда может. Свободная воля, следовательно, не всегда свободна. В биографии любого человека имеются критические или узловые моменты, когда можно расшибиться в лепешку, но ни на йоту не изменить рок или судьбу.

* * *

Первой и наиболее мощной причиной кармы считается мысль. Мысль, говоря нашим языком, - это информация в активной форме, которая может быть облечена в слова, знаки, звуки, может быть привязанной к предметам и ассоциироваться практически с чем угодно. Но мысль может существовать и в свободной форме. Разумеется, в этом случае она не будет иметь физического воплощения, хотя «подвешенная» в многомерном пространстве мысль может соответствующим ей образом воздействовать на любого восприимчивого человека. «Слово - не воробей», - гласит русская пословица. Но столь же действенным оказывается и невысказанное слово. Именно поэтому нужно уметь усиливать собственный контроль над мыслями.

Это очень нелегкое дело, но без него невозможно двигаться дальше по пути эволюции, потому что эгоистические и враждебные мысли не только завладевают душой своего творца, но и являются основной причиной его негативной кармы. Человек должен думать лишь о том, о чем он действительно хочет думать, не допуская, как сказал Шри Ауробиндо Гхош, «чтобы мысли роились в голове, как мошки в знойный день». Всякую мысль, приходящую в голову без ведома внутреннего хозяина, надо удалять как заразу, как мусор, возвращая все свое внимание к первоначальному объекту размышления. В противном случае эта чуждая вам мысль завладеет всем вашим существом, порождая цепочку сопряженных с нею фантазий, грез, вплоть до болезненных проявлений в виде обманов восприятия, навязчивости, галлюцинаций и бреда.

Ответственность за силу и качество мысли целиком ложится на ее обладателя, поскольку даже невысказанная, но насыщенная сильными эмоциями мысль крайне опасна не только для ее создателя, но и для окружающих людей. Освобожденная мысль витает в астральной и ментальной плоскости, представляя угрозу остальным людям своим внезапным вторжением под маской их собственного творения. Закрепляясь в качестве стереотипа, мысль формирует характер человека и побуждает его к определенным действиям. Поэтому исключительной по значимости задачей человека является экология мышления: нельзя засорять злобными, эгоистичными мыслями тонкое пространство нашей планеты, ее ауру или ноосферу. Эта задача пока не по плечу ни ЮНЕСКО, ни ООН.

Второй причиной, порождающей карму, являются эмоции и чувства, которые соединяют человека с предметами его вожделений и устремляют его туда, где эти вожделения могут быть удовлетворены.

Третья причина кармы - поступки. Она традиционно считается слабее других, несмотря на то что в физическом мире наиболее действенными считаются именно поступки, а не мысли и эмоции. Человек вполне резонно приписывает негативные последствия своей жизни не дурным мотивам, чувствам или даже словам («слово к делу не пришьешь»), а исключительно дурным поступкам. В европейской культуре считается, что только они ведут к немедленному достижению физического результата, и притом в максимально возможной степени.

Мысли и чувства влияют на план физической материи только опосредованно, через Тонкие миры, а поэтому последствия этих воздействий проявляются чаще всего не сразу, а через много лет или даже поколений, в следующей жизни.

Каждая из перечисленных причин действует в своем русле: мысли порождают мысли, страсти индуцируют вожделения, злонамеренные или альтруистические поступки порождают в ответ такое же поведение. Однако спецификация причин и даже их качество оказываются относительными.

* * *

Как мы уже отмечали, безнравственный человек не только страдает сам, но и вовлекает в порок, развращает все свое окружение, «заражая» своими эманациями не только социальную, но и природную среду. Это касается, к примеру, распространения алкоголизма и наркомании как социального явления.

К слову, природу невозможно обмануть или «взять ее милость» по-мичурински - силой. Любая накопившаяся кармическая энергия не может передаваться или подавляться без конца. Сколько бы человек ни защищался, прибегая к различного рода хитростям и тайнам, если он отягощен плохой кармой, и в особенности если он продолжает ее наращивать, прорыв этой демонической силы неизбежен.

Индийская философия вообще утверждает, что жизнь на Земле - это страдание. Но это не значит, что следует потакать дурным наклонностям и преступлениям, в особенности приводящим к человеческой смерти, и тем более оправдывать их. Здесь имеется в виду другое: в условиях нашей планеты невозможно создать идеальные условия, где не было бы болезней и смертей, размолвок и обид, мести и недоброжелательства. К подобным мыслям пришел, как известно, Гаутама Будда, которого очень тщательно оберегали от подобных негативных сторон обычной жизни.

Поэтому, следуя индийской философии, принято считать, что страдает и человек, приговоренный к пожизненному заключению, и богач, «приговоренный» к роскоши. Однако безразличие высших миров к земным сокровищам кажущееся. Страдание, понимаемое как изменение, претерпевание или даже как «казенное» познание, присутствует в плане нашего мира вовсе не случайно. Ведь известно, что в Тонком мире ничего подобного нет. Освобожденный дух не может не только страдать, он не может и развиваться, а поэтому физический план оказывается хорошей школой для всякого воплощенного духа. Страдание является, следовательно, симптомом и самим источником всей физической жизни...

Широко известна шутка: если после пятидесяти лет жизни вы проснулись и у вас ничего не болит, значит, вы умерли. Даже если вы отчетливо ощущаете тщетность усилий и испытываете самую сильную обиду, эти переживания в такой же степени содействует сжиганию негативного груза кармы. Точно так же иллюзорное торжество зла свидетельствует только лишь о дальнейшем спускании духа в грубый материализм со всеми вытекающими отсюда последствиями. Из всего сказанного следует сделать вывод, что идеалы физического и многомерного миров могут разительно отличаться друг от друга. Но это не означает, что садомазохизм является идеалом для воплощенного духа.

Известно, что большинство религий и эзотерических учений исповедуют оптимистическую мысль, что в процессе исторического развития рознь и противостояние между телом и духом будут постепенно сглаживаться, но не за счет «огрубления» духа, а по причине «утончения» или «очищения» идеалов самой физической жизни, вплоть до полного их слияния где-то в отдаленном грядущем...

Считается, что редкий дух способен добиться полного совершенствования (просветления, нирваны) за несколько физических жизней. Самому Гаутаме Будде понадобилась для этого не одна сотня инкарнаций. Нынешнее человечество по-прежнему далеко от идеала, и хотя люди уже не питаются себе подобными, они еще и не превратились в великих посвященных. Закон кармы утратил ту напряженность, с которой он действовал в былые времена, когда воплощения и смерти следовали буквально одно за другим, но еще далек от того, чтобы быть «отмененным» полностью. И поскольку карма является причиной и источником всей нашей жизни на планете, то от нее, по крайней мере сейчас, мы навряд ли скоро откажемся...

Согласно индийским воззрениям, многомерная реальность, на разных планах которой находятся развоплощенные духи «в ожидании» новых инкарнаций, является своего рода «домом отдыха», в котором можно только отдыхать, но невозможно работать. Для работы требуется плотное тело, чтобы дух посредством страданий, претерпеваний, обуздывания страстей смог направить свое развитие в сторону духовного прогресса. Именно поэтому до некоторой степени справедливой считается мысль: чем жестче материальные условия, тем больше они дают возможностей для изживания негативной кармы.

* * *

Практически все приверженцы эзотерических учений считают, что давать отпор неправедным действиям мы должны, но без злобы в сердце, как, к примеру, мы противимся стихиям, поскольку, по закону кармы, зло имеет обратное действие. Как говорил Вивеканан-да, непротивление есть величайший моральный идеал. Однако если бы значительное количество людей попыталось осуществить этот завет на практике, то общественная структура распалась бы, а дурные люди предъявили бы права на наше имущество и вообще делали бы с нами, что хотели.

Известно, что Иисус Христос, несмотря на проповедование идей терпимости - подставлять другую щеку, если ударят по одной, - сам изрядно надавал оплеух, когда выгонял торговцев из храма.

Столь же нелегким и неоднозначным оказывается ответ на вопрос о том, следует ли помогать человеку, испытывающему кармические страдания.

Нужно всемерно противиться злу и оказывать помощь без всяких предварительных условий, утверждали обе Елены - Писарева и Рерих; человек не должен брать на себя обязанности кармического закона возмездия. Прощая врагам своим и отвращая их удар без злобы в сердце, мы не только не будем увеличивать количество зла в пространстве, но и сами сделаемся неуязвимыми для многих ударов. Однако это не всегда возможно в реальной жизни, в особенности если сила встречного зла такова, что она не устраняется прощением или пассивной защитой.

Известно, что во время Великой Отечественной войны один из сыновей Рерихов - Юрий, будучи, в соответствии с семейными традициями, противником всякого насилия и не являясь гражданином СССР, написал страстное письмо наркому обороны И. В. Сталину с просьбой принять его в Красную Армию для борьбы с фашизмом.

Известно также, что один из первых христианских теологов, Ори-ген, писал, что порочных людей не следует лечить до конца, иначе они поправятся и вернутся к своему пороку.

Представитель современного герметизма Джон Бейнс (Дарио Са-лас) в одной из своих книг говорит, что существует непреложный закон, по которому тот, кто оказывает помощь человеку с отрицательной кармой, принимает на себя ее удар. Поэтому не следует помогать кому попало, чтобы не «заразиться» отрицательной кармой. Образ доброго самаритянина, пишет Д. Бейнс, не может не волновать, но такой человек становится жертвой своего бескорыстия: он поглощает несчастья тех, кому помогает. Самоотверженность не была бы столь вредной, если бы те, кому делают добро, гарантированно превращались бы в хороших людей. Но в жизни чаще все получается наоборот: освобожденные от страданий и жизненных тягот не делают для себя никаких положительных выводов и продолжают свои безнравственные действия, всякий раз надеясь, что им помогут в беде те же бескорыстные доброхоты...

* * *

По аналогии со степенью тяжести преступлений и болезней можно различать карму легкой, средней и крайней тяжести. Легкая карма может быть исправлена усилиями самого неудачника. К карме средней тяжести можно отнести проступки, последствия которых с трудом устраняются самим индивидом, но могут быть в значительной степени облегчены помощью со стороны. Тяжелая карма, как правило, не подлежит радикальному исправлению, но при ней возможна частичная, паллиативная помощь. В последнем случае карма действительно выступает как рок или судьба.

Случается, что даже путем максимальных усилий, запретов и ограничений, которые сами по себе причиняют немалые страдания, человек не избавляется от тяжелой, «наследственной» кармы, но как бы спускает ее «на тормозах». В результате карма реализуется не каким-то шоковым, трагическим образом - например, в виде остро текущей и заведомо смертельной болезни, - а только лишь годами длящегося хронического заболевания, череды мелких «нескладух» и постоянного невезения в жизни. Таким «хроническим неудачником», к примеру, был знаменитый французский просветитель и философ Вольтер, который начиная с рождения и до самой смерти в восемьдесят четыре (!) года находился в перманентном состоянии нездоровья. То есть, как гласит народная мудрость, «скрипучее дерево дольше живет». Действие растянутого во времени закона кармы напоминает свое образную вакцинацию, когда болезнь не излечивается полностью, но протекает хотя и в затяжной, но в более легкой форме. В конечном итоге ведь и вся наша жизнь идет под знаком кармы. Какие бы методы оздоровления, диеты, режимы, включая самые экзотические и радикальные, человек ни применял, в лучшем случае он только оттягивает свой смертный час, но не избегает его.

С другой стороны, бывает так, что очень здоровые и вполне благополучные люди умирают в расцвете сил и карьеры от какого-нибудь пустякового заболевания или по нелепой причине. В этих случаях нарабатывающаяся карма, не находя естественного исхода в болезнях или в житейских трудностях, дает прорыв, или экзогенизацию, в виде «необъяснимого» сердечного приступа или несчастного случая.

Поэтому следует считать ошибочным категорический отказ в помощи при любого рода кармических недугах - дескать, сам виноват, сам и выкарабкивайся. Некоторые экстрасенсы, колдуны, целители на основании одного только факта принадлежности заболевания к тяжелому кармическому шарахаются от пациента как от чумы по той причине, что он страдает справедливо и помогать ему - значит идти против законов эволюции. Однако такие целители однобоко понимают эти законы. Разумеется, если человек не владеет праническим лечением или владеет им плохо, а сам занемог, то в отказе его никто не осудит. Но если человек мастер в такого рода делах, неоказание помощи тяжелобольному лишает и его самого шанса избавиться от негативной кармы...

В мире, где все связано со всем и где каждое следствие имеет не одну, а несколько переплетенных причин, выделять личную карму в чистом виде или подчеркивать ее одну было бы, по крайней мере, опрометчивым. Ну а поскольку любое заболевание и состояние, начиная от юношеских угрей и заканчивая злокачественными опухолями, является кармическим, то по логике радикалистов получается, что не надо помогать никому, а это уже абсурд. Не нужно бояться, что, устранив боли у онкологического больного, вы тем самим «нарастите» собственную карму или вмешаетесь в законы природы, - этого не случится. Другое дело, когда вы не в форме или беретесь не за свое дело, - в этом случае вы действительно рискуете «заразиться» отрицательной энергией и получить удары вполне заслуженно. Известно также, что даже именитые целители способны лечить одних, но бессильны помочь другим, которые имеют тот же диагноз, но более тяжелую карму.

Очевидно, что, когда один человек спасает другого в трудной или, казалось бы, в безвыходной ситуации, это засчитывается ему как кар-мически благой поступок. Дело здесь, по-видимому, не в абстрактно понимаемом гуманизме, поскольку принимается в расчет и жизнь спасаемых преступников. С позиций космической нравственности, физическая смерть оказывается отнюдь не самым страшным несчастьем, а скорее избавлением от всех предполагаемых несчастий. Физически спасая чью-то жизнь, вы спасаете себя, поскольку даете спасенному еще один шанс справиться со своими неурядицами самостоятельно. В этом смысле лишение себя или кого-то другого физической жизни, напротив, есть преступление не только против человеческих законов, но и против высшей этики.

* * *

Прежде мы уже говорили о спецификации кармы, когда частная причина действует не произвольно, а преимущественно в той же области природных и человеческих отношений, Так, к примеру, если в прошлой жизни человек был жуликом или скрягой, то в этой жизни он сам станет жертвой какого-либо бессердечия или обмана. При этом маловероятно, что он получит в качестве кармического наказания тяжелую болезнь или что ему свалится тяжелый предмет на голову. Как гласит народная молва, кому суждено быть повешенным, тот не утонет.

Ярким примером спецификации кармы является смерть «вещего» Олега, красочно описанная А.С. Пушкиным. Кстати, вещим в данной ситуации оказывался не князь, а злополучный кудесник. Олег же был простым «исполнителем» его зловещих прогнозов. (В противном случае каждого из нас, кто хоть однажды встречался с предсказателем, следовало бы назвать «вещим».)

Известно, что только при тщательном, обдуманном, осторожном поведении негативная кармическая предрасположенность реализуется в каких-то иных, хотя и по-прежнему не благоприятных для человека ситуациях. Так, к примеру, если бы тот же князь Олег перестал мстить «неразумным хазарам», а вместо этого подарил бы им своего коня, то, возможно, что и его смерть была бы отсрочена.

В природе действует закон сохранения не только физической, но и психической энергии, причем обе эти энергии имеют непременную реализацию в физическом мире, какие бы препятствия человек ни чинил. В основе кармы лежит, следовательно, представление о недифференцированной космической энергии, или пране, которая, эманируя через предметы и тело человека, становится энергией причинной.

Так называемые психосоматические болезни - язвенная болезнь желудка, гипертоническая болезнь, стенокардия, бронхиальная астма и многие другие болезни адаптации - вызываются, как сказали бы индусы, раджасом, или гуной страсти, - искусственно вызванными и неутоленными желаниями. Говоря же европейским языком, в основе психосоматических болезней лежит «неотреагированный» стресс: шоковые или затяжные переживания, психотравмы, неудовлетворенные амбиции, разочарования, потери, скорбь, зависть, обида и тому подобная эгоистическая и конечном счете отрицательно действующая информация в относительно свободной и активной форме. Причиной вожделений, как и препятствием к их реализации, могут быть не только физиологические потребности или их усложненные варианты, но и социальная среда. Как писал известный нейрофизиолог П. К. Анохин, если реакция гнева оказывается заторможенной социальными обстоятельствами или так называемыми правилами «воспитанного человека», то за это расплачиваются внутренние органы: возбуждение распространяется по неконтролируемым сознанием, волей вегетативным путям, дезорганизуя работу внутренних органов. Поскольку никакую энергию нельзя уничтожить, в качестве профилактики психосоматических болезней предлагается находить окольные, социально приемлемые и безопасные пути ее оттока.

* * *

Кармическая информация сама по себе никогда не образуется и не уничтожается. Карма создается самим человеком в процессе его жизнедеятельности из аморфной, бескачественной космической энергии и в известной степени является причиной продолжения самой физической жизни. Если бы закон кармы перестал действовать, биологическая жизнь на Земле немедленно прекратилась бы.

Карма записана, если можно так выразиться, на абсолютно прочном и неуничтожимом материале, каким является тонкая, или астральная, материя. Карма прорывается через любые замки и запреты, неизбежно воплощаясь в физическом действии. Даже смерть не является защитой от кармы. Самоубийцы получают дополнительный заряд негативной информации, которая приносит подчас более сильные страдания для духа, нежели те, что привели к суициду. Уйти от этих мук посредством повторного лишения себя жизни невоплощенный дух уже не может, и поэтому он вынужден претерпевать то, что получает в некотором подобии ада...

Карма неотступно следует за человеком вне зависимости от того, находится ли он на дне моря или движется в межзвездном пространстве, поскольку карма - это сам человек, его душа, его мысли и его действия. Поэтому отделение себя от кармы как от чего-то чуждого и вредоносного - идеализация, возможная лишь до некоторых пор. Карма - самый идеальный внутренний прокурор, судья и палач одновременно, неотвратимость наказания в ней сочетается с ее абсолютной беспристрастностью. Если человек пытается обойти карму - к примеру, получая незаслуженные награды или культивируя наслаждения, - то удовольствие превращается в страдание, а сокровища - в песок. Последнее хорошо заметно на примере тех, кто занимается черной магией, а также алкоголиков и наркоманов.

То, что называется личной кармой, есть своеобразный «аванс», программа и стимул развития духа на несколько воплощений вперед. Если бы не было кармической неотвратимости, всякое развитие остановилось бы.

Парамаханса Йогананда в своей автобиографии пишет, что сильный человек может помочь слабому, взяв на себя часть его кармической ноши точно так же, как богатый платит деньги, чтобы погасить долги своего беспутного сына. Духовно развитый и достигший истинного самосознания гуру может взять грехи или болезни своего менее продвинутого ученика, чтобы отработать их в своем тонком или физическом теле для ускорения развития ученика. Однако даже самый высокий дух не в состоянии простить или отменить грехи, чью-то карму, поскольку и сам он подчиняется закону космической причинности.

Современный человек отгорожен от природы, от космоса им же созданными барьерами. Одним из таких барьеров оказывается антропоцентризм - обостренное чувство собственной самодостаточности и вседозволенности как «царя всей природы». Однако природа воздействует на мир человеческих иллюзий с помощью особого рода обратной связи - кармы, весь смысл которой состоит в том, чтобы направить, возвратить человека к пониманию природных законов и естественных ценностей, расширив границы его бытия во времени и пространстве...

* * *

Термин коллективная карма отсутствовал в восточной философии и в традиционных индийских верованиях, на что имелись вполне объективные причины. Он вошел в употребление в начале ХХ века в среде оккультистов и теософов (Р. Штайнер, Е.И. Рерих, Дион Форчун и др.) и был ответом на процессы, происходящие в обществе. Добавим, что только в середине ХХ века термин был заново создан и использован отечественным ученым и реформатором буддизма Б. Д. Дандароном. Тот на себе испытал все негативные последствия коллективной, или, как он ее называл, «общественной», кармы, в чем можно убедиться, читая его биографию, труды и письма...

Буддизм и восточная философская традиция впоследствии безоговорочно приняли этот термин, сделав его ключевым. И если проанализировать его в историческом аспекте, можно понять, что это произошло совсем не случайно.

Карма в представлении наших великих предков была исключительно индивидуальной, и это понятно, поскольку, несмотря на утверждаемый многими эзотерическими доктринами закон связи всего и со всем, физически человечество было раздробленным на отдельные группы, изолированные одна от другой. А поэтому ответственность за результат ложилась не на всю вселенную и даже не на человеческое сообщество, а только на породившего эту мысль, желание или действие конкретного человека. Отсюда карма с далекой древности и до недавних дней понималась как индивидуалистический закон личной ответственности. И только в последнее столетие в связи с осознаванием и действительным усилением взаимосвязей отдельного человека с другими людьми и всем социумом в целом роль коллективной кармы стала пониматься как вполне реальная сила...

Именно сегодня, как никогда ранее, благодаря современным тенденциям и переменам, особенно обострившимся к концу ХХ века, человек в наибольшей степени ощущает себя частью универсума.

В числе этих тенденций, с одной стороны, происходит глобализация - политическая, экономическая и даже духовная интеграция стран мира, своеобразный культурно-духовный синкретизм, расширяющий возможности доступа к научным, образовательным, культурным достижениям и ценностям различных стран и народов. С другой стороны, особую роль играют сами «инструменты» или технические средства глобализации, то есть возникшие в ходе научно-технического прогресса высокоскоростные и качественные связи с помощью современной авиационной и космической техники, радио, телевидения, мобильной телефонной связи и, наконец, Интернета.

К «идейно-теоретическим» основам глобализации следует отнести концепцию ноосферы В.И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена; антропный принцип английского астрофизика Б. Картера, в мировоззренческом аспекте постулирующий философскую идею взаимосвязи человека и вселенной; работы основоположника гелиобиологии А.Л. Чижевского и его последователей; ряд исследований в области социальной и трансперсональной психологии; концепцию Л.Н. Гумилева, трактующего исторический процесс с точки зрения неразрывной связи этноса и географической среды его обитания; идею К.Г. Юнга о коллективном бессознательном; синергетику Г. Хакена и другие теории самоорганизации; системные исследования и т.д.


1 Мак-Линн Пенни. Твой ангел-хранитель. - М.: Аквариум, 1996. - С.96.



ВНИМАНИЕ!!! Вся информация предоставляется исключительно с образовательной целью.
Наркотики вызывают зависимость, вредят здоровью и угрожают жизни!

 © 2007-2020 Наркотики.SU
 ссылки статьи контакты реклама

Энциклопедия наркотиков
все о наркотиках и лечении наркомании

Rambler's Top100  
Free Web Hosting