Психоделический опыт
Психоделический опыт, или трип (от англ. trip - «путешествие»), - специфические переживания человека, вызванные воздействием психоделических препаратов. Состояние характеризуется наплывом иллюзий, ярких зрительных (реже слуховых) галлюцинаций фантастического содержания и соответствующим изменением сознания и настроения. При этом человек может либо быть прямым участником наблюдаемого фантастического события (делирий), и тогда реальные образы физического мира включаются в структуру бреда в искаженном виде, либо наблюдать поистине сюрреалистические картины и действия со стороны (онейроид). В отличие от неприятных и зачастую устрашающих видений, которые возникают при алкогольном делирии, психоделические переживания чаще всего бывают приятными или «интересными», сопровождаясь восторгом, экзальтацией, напоминающими гипоманикальные состояния. Испытываемые здесь положительные эмоции, которые человек хорошо помнит, являются основной причиной, побуждающей к повторному приему психоделиков. Подобные состояния могут быть вызваны или усилены сенсорной депривацией (изоляцией), ребефингом, длительной медитацией и специально подобранной - «психоделической» - музыкой.
Наиболее типичной характеристикой психоделических опытов является извлечение из глубин подсознания скрытых переживаний и образов, вследствие чего трипы могут быть совершенно разными не только у разных людей, но и у одного и того же человека в различные моменты его жизни.
При этом типичными являются следующие субъективные переживания.
- Цвета становятся ярче, усиливается их насыщенность и контрастность; то же самое происходит и со звуками.
- Возникает наплыв эмоций, чаще всего положительных.
- Характерно явление синестезии (в переводе с др.-греч. - соощущение), когда яркие зрительные впечатления сопровождаются соответствующими им ощущениями, полученными от других органов чувств. Композитор А. Скрябин и художник М. Чюрленис обладали способностью к синестезии от рождения, хотя и не принимали психотропных препаратов.
- При закрытых глазах спонтанно возникают зрительные картины (гипнагогические галлюцинации). Они имеют вид геометрических цветных узоров с круговой симметрией, как в калейдоскопе. Антрополог Грэм Хэнкок, изучая применение различных психолептиков в шаманских культурах Азии, Африки и Южной Америки, пришел к выводу, что все эти опыты, несмотря на различия растительных галлюциногенов, сходны в том, что включают в себя одни и те же этапы зрительных галлюцинаций.
- Происходит нарушение статичности воспринимаемого пространства, размеров, пропорций и конфигураций воспринимаемых вещей и людей. Этот вид переживаний получил название «синдром Алисы в Стране Чудес». Предметы становятся подвижными и, подобно воде, «колышутся» и «перетекают», приобретая самые различные фантастические очертания. Этот эффект был изучен польско-американским психиатром С. Грофом на волонтерах, принимавших ЛСД.
- Происходит изменение субъективно воспринимаемого хода времени, которое не только замедляется или ускоряется, но и вообще теряется.
- Логическое мышление сменяется образным, паралогическим.
- Возникает подчас неописуемое чувство возврата в детское состояние.
- Происходит переживание смерти и нового рождения - опыт, совпадающий с тем, который описан в Тибетской Книге мертвых («Бардо тодол»).
Суть этой книги, написанной в VII веке н.э. буддийским монахом Падмасабхвой, заключается в наставлениях умершему во время его перехода из мира форм в запредельные миры. Покойному даются практические рекомендации по поводу переживания его духовной основой замысловатых трансфизических переживаний, а живым людям - наставления, касающиеся определения самих этих состояний, чтобы они были готовы, когда наступит и их черед. Лама читает Книгу мертвых над телом покойника (как священник в православии псалтырь) в течение сорока девяти дней, начиная с четвертого дня после его смерти. Цель читающего - объяснить духу умершего, что все видения, которые возникают перед ним в запредельной области, - это все порождения его собственного ума или его духовной основы. При этом «гневные» или «миротворные» божества, предстающие перед человеком после его смерти, трактуются в буддизме как остаточные дуалистические прижизненные впечатления, которые являются иллюзией, то есть не имеют под собой реальной основы. Сам текст этой священной для тибетских буддистов Книги делится на три части, или три этапа. При этом на первом этапе, начинающемся со времени умирания, описывается то, что происходит в психике человека. На втором этапе рисуется изменение сознания непосредственно после смерти тела и описываются «кармические иллюзии» - различного рода стрессы и коллизии, вызванные прежним физическим существованием. Третий этап знаменуется появлением «чувства нового физического рождения», которое предшествует следующему воплощению.
Содержание переживаний, обусловленных влиянием веществ, изменяющих сознание, почти никогда не бывает изолированным от других, естественных для физической жизни переживаний. Это касается приема как галлюциногенов, так и наркотиков или алкоголя. На опыт в особом состоянии сознания всегда влияют социальная среда и то настроение, в котором человек находился до принятия препарата, а также его физическое состояние. Кроме того, известно, что характер галлюцинаций, настроения и мыслей в значительной степени зависит от образования человека, от того, к какой культурной традиции, к какому эгрегору он принадлежит. Другими словами, одного приема психоактивных веществ недостаточно для того, чтобы получить желаемый позитивный опыт.
Так, например, целитель или шаман всегда направляет своего пациента или клиента, внушая ему соответствующие образы и настроения и тем самым присоединяя его к альтернативной реальности особого типа; он никогда не пускает этот процесс на самотек. Психоактивные вещества в данном случае являются только начальным фактором, запускающим процесс, они не моделируют альтернативную реальность напрямую. В этом и состоит отличие приема психоактивных веществ в сакральных процедурах и народной магии от употребления их токсикоманами, когда процесс погружения в иную реальность и «остановки мира» имеет, в общем-то, стихийный, неконтролируемый характер.
Все описанные в этом разделе переживания, которые человек получает во время психоделического опыта, имеют волнообразное течение в виде перемежающихся подъемов и отступлений. При этом после завершении трипа длительное время может сохраняться чувство некой гармонии, умиротворения, облегчающее межчеловеческие контакты. Однако в других случаях, в особенности когда трип проводился без проводника, появляется ощущение внутреннего дефекта или беспорядка, депрессия, упадок сил и недомогание. Очень часто у человека, пережившего психоделический опыт, возникает болезненная чувствительность к различного рода шумам, разговорам, запахам, на которые он раньше не обращал внимания. Но самым главным является то, что стандарты и ценности, с которыми человек сталкивается во время трипа, в значительной степени отличаются от тех, которые он имеет в повседневной жизни. Полученный опыт, хотя и в значительной степени дискредитируется физической средой, оказывает влияние на образ мышления человека и его дальнейшие цели.
|