1. Очевидное
2. Неясное
3. Приложения
2. Неясное
Когда в 28 веке до нашей эры китайский император Шен Нун повелел выращивать
коноплю, его придворный врач сообщал, что конопля — это растение, несущее в себе
"Инь", — женское начало природы в традиционной китайской философии.
"Конопля порождает в человеке начало влажное, теплое и податливое".
Энциклопедист от галлюциногенных растений, Теренс Маккена, уже в ХХ веке писал:
"Длинные волосы у мужчин, появившиеся одновременно с массовым потреблением в США
марихуаны в начале 60-х годов, были наглядным примером притока явно женских
ценностей, сопровождающих употребление этого растворяющего границы "Я"
растения".
Действительно, если вдуматься, культура хиппи была "женственной" культурой.
Ценности не шли дальше полной свободы восприятия. Марихуана почему-то считалась
одним из лучших средств достижения такого рода свободы.
Вот как описывал "опытный наркоман" Шарль Бодлер свободу гашишиста: "...в состоянии, сопровождающем опьянение гашишем, нет никаких
сверхъестественных явлений; вся суть в том, что наши внутренние аналогии
приобретают необыкновенную яркость: они проникают в нас и овладевают нами,
порабощают мозг своим деспотическим характером...
Случается, что личность исчезает, и объективность воспринимается вами настолько
ненормально, что созерцание окружающих предметов заставляет вас забыть о своем
собственном существовании, и вы сливаетесь с ними. Ваш глаз останавливается на
стройном дереве, раскачивающемся от ветра: через несколько секунд то, что
вызвало бы только сравнение в мозгу поэта, становится для вас реальностью. Вы
переносите на дерево ваши страсти, ваши желания или вашу тоску; его стоны и
раскачивания становятся вашими, и вскоре вы превращаетесь в это дерево.(…) Вот
вы сидите и курите.. .и вот, в силу какой-то странной перестановки, какого-то
перемещения или интеллектуального переворота, вы вдруг почувствуете, что вы
испаряетесь, и вы припишете вашей трубке (в которой вы ощущаете себя сжатым и
сдавленным как табак) поразительную способность курить вас..."
Восприятию необходим смысл как некоторая ось, на которую человек может
"нанизывать" то, что он воспринимает. Если такой оси не существует, то любые,
приходящие извне образы, внушенные мнения и тому подобное будут восприниматься
как абсолютно равные по своему значению, – а в результате приоритет останется за
теми из них, которые воздействуют наиболее интенсивно. Поведение будет
определяться не качеством, обусловленным анализом приходящего сигнала, а всего
лишь его количеством.
Подобное состояние психики проще всего охарактеризовать, как абсолютную
внушаемость.
Внушаемость – это склонность личности к восприятию и усвоению информации без
критического осмысления.
Та информация, которая "громче звучит" принимается, как абсолютная ценность.
Вот что обозначали на самом деле слова хиппи о "полной свободе восприятия" – они
обозначали рабскую зависимость души от случайно (или не случайно) попадающих в
поле восприятия предметов или чужих идей. Вот, что такое "трубка, которая курит
Вас".
"Размягчая" душу, марихуана делает ее пассивно управляемой.
"Ощущение ограничения – заключения наших органов чувств в границы плоти и крови
– тут же пропало. Стены моего обрамления распались и рухнули; и, не думая, в
какую форму я облечен, даже утратив всякое представление о форме, я чувствовал,
что существую во всей безбрежности пространства. […] Дух - я сказал бы скорее,
демон – гашиша полностью овладел мною” – писал Тейлор Маккинли в 1822 году – в
первом в европейской истории отчете об эффектах действия марихуаны.
Для того чтобы восприятие не распалось, человек даже во время опьянения должен
сохранять некий внутренний стержень. В разные времена психологи называли его
по-разному: мировоззрением, самостью, "я-концепцией"... Но все-таки, как же
образуется внутренняя цельность, которая может противостоять опьянению,
позволяет сохранить личность и во время, и после воздействия наркотика?
"Обрамлявшие меня стены распались и рухнули…". Одно из программных музыкальных
произведений хиппи "The Wall" ("Стена") рок-группы Pink Floyd, практически
целиком посвящен ощущениям и образам, возникшим под воздействием конопли.
Какую же стену пытался разрушить лирический герой диска и знаменитого
художественного фильма Алана Паркера?
В ленте, кстати говоря, очень легко проследить "женственную" позицию главного
героя. Он абсолютно пассивен – от одного внешнего внушения к другому, от
"зомбирования" за школьной партой до "шабаша" в компании неонацистов. Он занят
только тем, что отдается очередному внушению.
Это и есть так называемое открытое сознание или абсолютно "свободное
восприятие", что, по сути, одно и тоже.
В конце 20-го века Т. Маккена пишет: "Конопля – проклятие для культуры власти, поскольку у употребляющих ее людей она
снимает обусловленность поведения принятыми в обществе ценностями"…(Разрядки в
обеих цитатах мои – А.Д).
Итак, "Стена", которую пытается разрушить человек, употребляющий марихуану, по
признанию самих же "апологетов культа конопли", сложена из кирпичей здравого
смысла и принятых в обществе ценностей – то есть этики и морали.
В этом смысле России, как ни странно, даже "повезло", ибо "стена" принятых ее
обществом ценностей разрушалась уже два раза – в 1917 и в 1991 годах. Кому, как
ни нам судить, может ли такое внезапное разрушение приносить пользу отдельному
человеку или обществу…
Однако на свете есть и совершенно иные общественные формации. Возможно, именно с
тысячелетней историей постоянного употребления продуктов конопли связано столь
разительное, бросающееся в глаза любому путешественнику, отличие национального
характера жителей мусульманских стран от особенностей личности европейцев.
Коран запрещает употребление алкогольных напитков и ничего не говорит о
каннабисе, традиции употребления которого сформировались на территории арабских
стран за много веков до проповеди Пророка. Это обозначает, что потребление
продуктов конопли находится в арабских странах под "этнокультурной" защитой
(Брюн Е.А. 1997.). Духовная и культурная традиция в этих странах незаметно
регламентирует прием конопли точно также, как европейская и российская духовные
традиции пытаются явно и неявно контролировать прием алкоголя – "наркотического"
вещества, находящегося под той же этнокультурной защитой в наших странах.
Каким же способом осуществляется подобная регламентация? Она происходит на
основании все тех же писаных и неписаных законов, которые и представляют собой
то, что мы называем традицией. Каждый из нас знает, в какие жизненные периоды
пьянство является приличным, а в какие неприличным, в каких ситуациях человек
может появляться в состоянии алкогольного опьянения, а в каких – нет…
Если мы с вами задумаемся, то поймем, что вся оценочная шкала "хорошо – плохо"
задается в культуре ее традиционной религией.
О мягкости, кажущейся податливости, женственности культуры Востока сложено
немало легенд. Восточный мудрец во время беседы с иноверцем во всем с ним
согласится, но думать будет все равно по-своему…
Но во всем, что касается Учения Магомета, этот "женственный" характер будет
абсолютно непреклонен. Именно Ислам будет той самой смысловой осью, которая не
позволит гашишисту скатиться к тем хроническим изменениям личности, которые мы
описывали в первой, "очевидной" части сегодняшней лекции.
Традиционная культура терпит провал своей регулирующей деятельности по отношению
к психоактивному веществу там, где терпит провал многовековая религиозная
традиция.
Возможно, крайняя агрессивность и нечеловеческая жестокость некоторых
исламистских сект по отношению к людям иных религиозных конфессий, стала
возможной именно потому, что изменив классическому Исламу, они изменяли и
традиционную многовековую "неписанную" регламентацию употребления
гашиша.
Постоянное употребление наркотика вне всяких норм и традиций членами сект
уничтожало в человеке все, что относится к категории совести… А такие категории,
как совесть и этика, полностью относятся к сфере традиционной религии.
Легендарный путешественник Марко Поло в 1291 году первым принес в Европу историю
Хасана-ибн-Сабаха – главаря "асасинов", тайного шиитского культа гашиша,
игравшего заметную роль во времена Крестовых походов в Персии и Палестине.
Задачей фанатиков было искоренение "неверных" любой ценой, в том числе ценой
собственной жизни.
На отправление культа одного из ответвлений асасинов – "колен" средства
добывались с помощью… заказных убийств. Главой "колена" был шейх
Гасан-уль-Джебаль, ставший известным истории под именем "горного старца".
Молодым людям, желавшим стать адептами тайного учения, давали очень большую дозу
гашиша. На фоне опьянения коноплей глава секты проводил с ним ту манипуляцию,
которую в XIX веке стали называть "сеансом гипноза".
С помощью внушения юношу вводили в "райскую долину" – некое тайное и священное
место, в котором были экзотические сады, гуляли прекрасные девушки, готовые
любить юношу тогда, когда он сам этого пожелает, а звери преданно жались к нему
в поисках ласки.
После того, как действие гашиша и "сеанс гипноза" заканчивались, молодому
человеку объясняли, что он может вернуться в эту тайную страну только после
того, как совершит несколько заказных убийств.
Слово "асасин" (assassin) приобрело в арабском языке значение "убийца", и слова
"гашишист" (hashishin) и "убийца" теперь тесно связаны этимологически.
Вам кажется, что история почти девятивековой давности не имеет к нам никакого
отношения?
Около 10 дней назад мужественная чеченская журналистка так передала мне рассказ
своего соседа – подростка 17-ти лет, ставшего ваххабитом: "Ты пойми, когда меня убьют, мне в тот же миг станет хорошо, тепло и спокойно.
Две гурии спустятся с неба, возьмут меня за руки и ласково понесут на небо к
Аллаху. Ты пойми, мне это не рассказывали, я видел все это своими глазами"…
Что касается собственно каннабинолов, как химических препаратов то, по сравнению
с героином, они действительно вызывает у человека не слишком тяжелую психическую
и физическую зависимость… Тяжелейшую психическую зависимость вызывают те
внушения, которые можно внедрить в человеческое сознание во время опьянения
продуктами конопли…
В начале 70-х годов, уже после того, как оборвалась "психоделическая революция"
хиппи, марихуана вновь завладела молодежным сознанием. Самое прямое отношение к
этому в качестве неформального лидера имел основатель музыкального стиля "Регги"
знаменитый певец и гитарист Боб Марли.
Марли приехал в Америку с Ямайки. С собой он привез религию бога "Раста".
Созданный им культ получил название "растафари".
Пророком этой религии он объявил самого себя, а главным ее ритуалом… свою
музыку. Все последователи нового религиозного движения одновременно должны были
стать и адептами нового музыкального стиля. Они называли себя "RAST`S PEOPLE" –
люди Раста. У нас их стали называть "растаманами".
Общаться с Растом было занятием непростым: для свидания с ним требовался своего
рода проводник. Инстанция эта, присутствовавшая в растении "Cannabis sativa",
или все в той же конопле, получила имя "Джа".
Бог Джа должен был открыть сознание курильщиков конопли для получения ценных
указаний от бога Раста. А чтобы указания слышались особенно внятно, –
сопровождались они музыкой Раста. Часто через музыку и сопутствующие ей трансы
такие указания непосредственно и передавались.
Как видите, здесь действует все тот же знакомый нам стереотип: марихуана
открывает сознание для воздействия – неважно, образы ли это "райского сада" или,
как в данном случае, "сладкая музыка". Курение конопли создавало нужный резонанс
для особого восприятия "регги", чтобы именно музыка вызывала привыкание –
психическую зависимость… Ведь главной целью проповедников "растафари" является
"черный пиар" – реализация своего музыкального продукта.
Мы привычно называем наркоманов "маргиналами", отделяя тем самым их проблемы от
своих собственных. Однако мы забываем, что само слово "маргинал" тоже имеет
определенное происхождение. Широкое распространение оно получило после работ E.
Stonequist в начале 1960 годов. Автор писал о том, как личность становится
маргинальной: "Нарушение культурной целостности отдельных территорий,
объединяемых даже такими духовными традициями, как людоедство или охота за
головами воздействует на весь социальный организм. У людей возникают чувства
неуверенности, неопределенности, беспокойства, смятения, исчезает интерес к
жизни, ощущается потеря энергии и апатия (…). Суть происхождения маргинальной
личности проявляется во множестве противоречивых культурных установок, влияющих
на нее и создающих такую же множественность ее собственных побуждений и
внутренних условий. Это объясняет неустойчивость и противоречивость ее мнений и
действий, ее психическую неуравновешенность и ее чувство вины".
Нечто очень похожее описывал Ролло Мэй в 1979 году, объясняя диссоциацией
(распадом) традиционной культуры диссоциацию, возникающую внутри человеческой
психики и проявляющуюся, в частности, в состоянии постоянной "плавающей"
тревоги.
Создав культурную диссоциацию, мы с Вами не смогли предложить нашим детям ничего
взамен.
И они нашли "безвредное" лекарство от "плавающей тревоги" и разрывающей душу
бессмысленности и противоречивости окружающей культуры…
Обратите внимание, насколько картина опьянения марихуаной похожа на описание
маргинальной личности Стоунквистом, только реальность распада культуры имеет
отрицательный эмоциональный знак, а опьянение коноплей – положительный. Если мы
не хотим думать о восстановлении культурного пространства, марихуана создаст
культуру, радикально отличающуюся от нашей.
Несколько дней назад я увидел на первом телевизионном канале новый (для меня)
клип с песней Андрея Макаревича. Автор рассказывает в ней о чувстве бессмыслицы,
охватившей молодое поколение. "Нас обманули свободой", – смертельно страшные и
справедливые слова произносит певец. И делает не менее страшный вывод: он
говорит о том, что права была Джоплин, "рано покинувшая этот мир" (я боюсь, что
могу неточно процитировать строку песни)…
Может быть, к счастью, что об этом знают не все подростки, но все люди чуточку
постарше, помнят, что Дженис Джоплин была страстным приверженцем наркотиков,
одним из создателей "психоделического рока" и умерла от передозировки героина…
Я очень люблю музыку Макаревича. И, уж тем более, врач не может относиться к
числу людей, которые имеют право призывать к каким бы то ни было запретам. Но
что же, рок-кумир целого поколения не понимает сам, что пущенная в тираж
стадионами и телевидением песня приведет, по крайней мере, к нескольким
самоубийствам и… к волне подражания уже забытой Джоплин?
Если такие вещи позволяют себе даже Троицкий и Макаревич, то это обозначает, что
они существуют в рамках некой абсолютно иной культурной и духовной традиции, так
же сильно отличающейся от духовности людей, находящихся сейчас в зале, как
учение ваххабизма отличается от классического Ислама.
Как только мы всерьез начинаем задумываться о профилактике злоупотребления
"легкими" наркотиками, мы приходим к необходимости идентифицировать себя с
некоторой духовной традицией.
До 1917 года проблема такой идентификации у мыслящих людей сомнений не вызывала.
Наша система "хорошо – плохо", наше плохо осознаваемые представления о
нормальном человеке заданы духовной традицией Православного Христианства.
Давайте попробуем провести простейший эксперимент:
Я попрошу вас взять свои блокноты и написать в них не мене 10-ти свойств или
качеств, описывающих личность, которую Вы можете назвать "хорошим человеком".
Вы, наверное, уже поняли, что "хороший человек" – это понятие, описывающее наше
представление о личностном идеале, то есть понятие, максимально приближающееся к
тем, неуловимым для психиатрии, свойствам человеческой души, которые мы называем
"психической нормой".
Обратите внимание, все характеристики, которые вы только что перечислили, легко
объединяются в две группы:
1. Вы считаете, что этот человек должен быть: внимательным, добрым, отзывчивым,
чутким, понимающим…по отношению к другим людям;
2. Вы также считаете, что хороший человек должен быть уверенным, имеющим
внутренний стержень, имеющим яркую индивидуальность, чувство собственного
достоинства, способность постоять за себя, быть интересным и ответственным.
Вы хотите показать, что "хороший человек" должен с любовью и ответственностью
относиться к другому и, вместе с тем, сохранять самостоятельность – иметь
собственную индивидуальность.
Даже осознавая два этих базовых свойства, можно попытаться выстроить некоторую
иерархию качеств, которыми должна обладать "нормальная", с нашей точки зрения,
личность.
Но откуда берутся эти свойства? Во все ли времена человеческой истории в понятии
хороший или нормальный человек ощущались эти принципы?
Нет, это далеко не так. Согласно Клоду Леви-Стросу или Люсьену Леви Брюлю
первобытный человек вообще не имел представления об индивидуальности, принятом в
нынешнем мышлении смысле этого слова. За человеческие поступки отвечал поток
безличной божественной силы, которая концентрировалась в племенном тотеме. Не
сам человек, а водовороты и сплетения "маны" (так называли эту силу индейцы
Северной Америки) несли ответственность за человеческие поступки. Любой из них,
включая сюда и преступления, мог быть объяснен действием подобной силы. Судить –
оценивать значение поступка могла только особенная (элитная, по сегодняшней
терминологии) группа или каста жрецов. Именно это состояние неопределенности
восприятия, а вместе с ним и всего бытия и задается опьянением гашишем (как и
другими галлюциногенами).
Представление о человеке как отдельной личности, свободной в своих поступках и
несущей ответственность перед Богом, без посредничества жрецов, человеком,
главной обязанностью которого является любовь к ближнему, вбирающая в себя
большинство заповедей Моисея (если ты любишь ближнего своего, то ты не можешь у
него украсть, и не возжелаешь его жены) – появилось 2000 лет назад, после
проповеди Христа.
Именно это Христианское представление о человеке создало и современную
демократию и коммунизм.
Задайте те же вопросы своим студентам или подросткам в ваших регионах – ответы
на них будут звучать по другому. Из них постепенно уходит доброта и любовь к
другому человеку. Они больше не верят в необходимость любви…
Наркотик и незаметно создаваемая им культура зовут нас к другой норме, к
абсолютно другим состояниям души. Именно поэтому рок во всех исторических этапах
своего существования так тяготел и к наркотикам и к культам, которые человек
христианской культуры должен был бы называть языческими, если бы смог сохранить
в себе Христианство, даже не в качестве веры, а хотя бы в виде морального
императива – "нормы", создавшей наши души.
Не надо строить иллюзий. Рок-культуру создали психические состояния, вызываемые
наркотиками и среди них, в первую очередь, продуктами конопли.
Именно поэтому рок-музыка наполнена бесконечными наркотическими цитатами, причем
не только в своих "поэтических" текстах, но и в мелодиях, пытающихся
воспроизвести эмоциональное состояние наркотического опьянения.
Именно поэтому лидеры рок-культуры не испытывают ответственности (а без нее
невозможна любовь) за судьбы своих поклонников.
Я понимаю невозможность возвращения культуры к "пресной просфоре" (так писал
один из рецензентов книги "LSD…"). Я лишь пытаюсь объяснить, что воспитание в
молодом человеке гордости за свое духовное прошлое является лучшим способом
профилактики наркотического поведения.
В этом столетии исполнится 2000 лет великим… и забытым словам Тертулиана:
"Душа человеческая по природе своей – Христианка".
В контексте всего, сказанного выше, выделить профилактику злоупотребления
продуктами конопли в виде отдельной задачи, на наш взгляд, не представляется
возможным. Профилактика в обществе, которое мы по-прежнему считаем
демократическим, должна быть направлена на становление независимой личности.
Разрешите в заключение сказать несколько слов о принципах и моделях, которые мы
используем в профилактической работе:
Религия – это удел не только священников. В христианстве все мы: врачи, учителя,
социальные работники и священники равно ответственны перед Богом. Христианство
было образующей силой нашей истории и культуры. И мы, светские люди, имеем право
в своих лекциях, уроках или психотерапии пользоваться тем духовным багажом,
который оставили нам наши предшественники.
Если вы слушали лекцию внимательно, то любопытство, которое часть слушателей
могла проявлять по отношению к каннабису уменьшилось. Знание объекта может
лишить нас ожидания удовольствия от встречи с ним. Именно поэтому наркоманы
избегают чтения медицинских книг о наркотиках. Другой разговор, что во взрослом
возрасте этот принцип работает куда менее эффективно, чем в детском. Психологи
знают, что в 6-7 летнем возрасте интеллектуальные знания начинают приносить
чувственное .удовольствие, а значит могут удовлетворять любопытство по отношению
к наркотикам. Именно в этом возрасте и необходимо начинать профилактику.
Мы предлагаем для этого возраста двухкомпонентную профилактическую программу
"Нет наркотикам". Она включает в себя разработанный нами экспериментальный
стимульный материал, который мы разместим на сайте ЕСАD для обсуждения и
накопления совместного опыта. В школах этот материал предлагается обсуждать в
качестве 15 минутных "вставок" в уроки природоведения. В качестве второго
компонента профилактики в этой возрастной группе мы предлагаем "уроки
прекрасного", которые представляют собой обучение детей концентрации внимания на
традиционных образах и символах того этнокультурного пространства, к которому
они принадлежат. Если хотите, это короткие "дзэн-медитации" на образы природы,
живописи и традиционной религии, аналогичные японским принципам "любования
прекрасным". Для того, чтобы понять семантику этих уроков, вы можете прочесть
первую лекцию А. Г. Данилина на сайте "Нет – наркотикам". Продолжительность
такого урока 10-15 минут.
Для возрастной группы 10-14 лет нужно использовать другой стимульный материал,
содержащий большее количество тщательно сверенной с возрастными особенностями
восприятия информации о наркотиках. Профилактическая программа в этом возрасте
становится трехкомпонентной. Третий – когнитивный компонент связан с
формированием поведенческих стереотипов и основан на формировании
самостоятельности в противовес тенденции к подражанию группе и ее негативным
лидерам. Мы называем такие игровые тренинги "уроками самостоятельности".
Подростки, прошедшие предыдущие этапы профилактики, готовы к серьезному и
дискуссионному обсуждению всех тех проблем, которые мы поднимали в сегодняшней
лекции. В качестве "стимульного материала" мы используем документальные ленты и
фрагменты художественных фильмов. А обсуждение проходит на занятиях, которые мы
называем "уроками понимания". На них мы стараемся вернуть ощущение необходимости
понимания и сочувствия по отношению к другому. Эти тренинги построены на моделях
психодраммы.
Необходимо помнить, что средства и образы культуры, живопись и книги, кино и
музыка могут быть не только отражением наркотических эффектов, но и самым
действенным средством косвенной профилактики зависимого поведения. Немецкие
исследователи показали, что простое включение в программу дискотек популярной
музыки 30-50-х годов или классической музыки в современных обработках снижало
потребление наркотиков среди постоянных посетителей танцевального зала (!). Даже
начать перечисление таких "профилактических средств" и возможных методических
схем их использования в одной лекции невозможно. Мы постараемся публиковать и
обсуждать подобные рекомендации на наших информационных ресурсах в интернете.
Профилактическая деятельность, несомненно, требует профессиональной подготовки.
В этой лекции мы попытались дать опору – "реперные точки", позволяющие построить
профилактические занятия. Наш опыт показывает, что интенсивные занятия в течение
3-х дневного семинара позволяют научить преподавателей, психологов или
социальных работников пользоваться профилактическими моделями в конкретных
возрастных или целевых группах (среди школьников, студентов, посетителей
дискотек и так далее). Опыт проведения подобных семинаров мы получили в
Московском центре непрерывного образования взрослых – общественной организации,
которая на протяжении последних 3-х лет ведет обучающую программу – "Общество
против наркотиков".
|