ТЕХНОМАНИИ
Высокие технологии
...Необходимо усвоить всю сумму знаний,
которую выработало человечество.
В.И. Ленин, речь на III
съезде РКСМ
Высокие технологии... Рывок человеческой мысли в небывалые высоты развития цивилизации - царства машин, роботов и умных механизмов. Предел еще не достигнут, до создания киберчело-века еще далеко. Но успехи уже впечатляют.
И возникает внутри чувство гордости за нас, великих, - во как мы могем! Еще немного - и мы создадим подобие самих себя - таких же, только умеющих все делать быстрее и точнее (безупречных), с кучей запасных органов и деталей (бессмертных) и без всяких вредных мутаций и привычек. Это освободит нам массу времени, и вот тогда мы, наконец, займемся чем-нибудь поинтереснее: оденем, например, скафандры виртуальной реальности, ляжем поудобнее, нам нажмут кнопку - и понеслась..! Все ощущения - просто улет! Все приключения - просто песня! Куда там до всего этого великолепия нашей серой действительности. А чтобы не прерывать процесс, добрые умные андроиды подключат наш скафандр к системе питания су-перспецфизраствором и к системе эвакуации продуктов выделения. И все. И наступит рай и блаженство - мечта идиотов, бездельников и негума-ноидных религий всех времен и народов.
Вы скажете, что это фантастика, бред воображения. Все не так совсем, компьютер - наш друг, товарищ и брат. Он помогает делать кучу рутинной работы - от выполнения бухгалтерских расчетов до вычисления полетных заданий космических аппаратов. От хранения списка ваших дел на сегодня до моделирования атмосферных процессов и предсказания погоды на завтра. Да мы вообще уже не можем без них - этих больших и маленьких электронных помощников. Только представьте на мгновение, что все компьютеры исчезли
с лица земли - мы погрузимся в хаос и разруху. Современные самолеты не смогут летать, большинство иномарок просто не заведутся, пропадет связь со спутниками, рухнут все денежные системы ведущих стран мира (и наша сильно пострадает), на АЭС - полная потеря контроля над ситуацией, и - о ужас для населения мегаполисов - перестанут работать мобильники. Ибо мобильник буквально напичкан современными технологиями и по сути есть специализированный микрокомпьютер со встроенными функциями хранения, сортировки, поиска, шифрования и приема/передачи данных. Так что если вы гордитесь тем, что не имеете по жизни ничего общего с кибернетическим миром, но при этом в вашем кармане периодически вибрирует сотовый телефон - можете принимать поздравления с принадлежностью к многочисленному племени пользователей компьютеров и бежать по этому поводу в магазин за тортами. Ура! Кое-где на Западе уже штампуют холодильники, которые самостоятельно могут анализировать свое содержимое и заказывать необходимые продукты через Интернет! Долой тяжелые сумки и толкотню на продуктовых рынках!
Кстати о рынках. Если вы, совершая там покупки, привыкли пользоваться калькулятором, то, может быть, заметили, что подсчеты в уме стали даваться с большим трудом, чем ранее. И если вы большинство телефонных звонков совершаете с использованием записной книжки мобильника, то
можете обратить внимание, что до прихода эры сотовой связи вы помнили наизусть значительно больше телефонных номеров и вообще легче их запоминали. Вот так незатейливо и с легким сердцем мы, возлагая часть работы на электронные мозги, атрофируем способности своих собственных. Они, собственные, и так работают процентов на пять от полной мощности и при этом устают безмерно. Так что давайте их беречь.
Ну вот. На этом разрешите закончить нудное введение и перейти к сути вопроса. Вообще-то целью всего вышенаписанного было показать, что мир компьютеров стал важной частью мира людей, проник в наш быт и оказывает на нашу жизнь ощутимое влияние. Мы поставлены в условия необходимости взаимодействия с кибернетическими машинами и, как человеческие существа, должны делать это гармонично и красиво, по возможности изображая на лице отблески гуманоидных эмоций.
Что такое виртуальная реальность
Часть людей обольщается жизнью земной, Часть - в мечтах обращается к жизни иной...
О. Хайям
По большому счету слово «виртуальный» в данном контексте - синоним слова «мнимый». Художественный фильм - тоже виртуальная реальность, ибо он есть не более чем выдумка сценариста в блестящем исполнении актеров под общим
командованием режиссера. Зато какой мощный эффект воздействия на людей! Посредством кино в сознание масс можно внедрять необходимые идеи и установки. По поводу этого еще вождь нашей революции говорил: 1. «Идея, овладевающая массами, становится материальной Силой»; 2. «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Доведись Ильичу делать пролетарскую революцию в эпоху революции научно-технической, в его втором изречении вместо слова «кино» стояло бы, наверное, что-нибудь вроде «компьютерный дизайн». Потому что компьютерная виртуальная реальность обладает более сильным эффектом воздействия на человека - в силу большей яркости, фантастичности, гибкости сюжетной линии и т. д. Самое главное - она дает возможность перехода от пассивного созерцания к непосредственному действию в виртуальном мире в качестве одного из его персонажей. Это касается не только компьютерных игр, но и всевозможных способов общения и личностного самовыражения в сети Интернет.
Персональные, карманные компьютеры и игровые приставки: аспекты игромании
...Небо мечет вслепую игральные кости. Все, что выпало, надо успеть проиграть.
О. Хайям
Итак, игры. Есть даже игры для самых маленьких, вроде бы даже с элементами развития навы-
ков и повышения уровня знаний у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Тут, как правило, отсутствуют присущие взрослым играм элементы насилия и кровавых сцен. Здесь фигурируют добрые сказочные герои типа колобка, русалочки или золотой рыбки. Играя, например, «за колобка», ребенок должен провести его через всевозможные препятствия так, чтобы никакой встречающийся по дороге зверь его не съел. Да, интересно, да, ребенку нравится. Что мы имеем в итоге?
- Очень важная в этом возрасте мелкая моторика пальцев рук задействуется в виде убогих и однообразных манипуляций компьютерной мышью, и то только одной рукой. Лучше бы ребенок играл в кубики или что-нибудь лепил.
- Вынужденная статичная поза сидения за монитором на фоне активного участия в игровом действии. Лучше бы вместо «убегания» колобка от диких зверей на экране компьютера ребенок поиграл в салочки или в прятки.
И вообще, когда существует масса развивающих игр для детей в настоящей реальности, зачем им подсовывать виртуальный суррогат? Если хотите, чтобы ваш ребенок шел в ногу с прогрессом - можете не волноваться, он успеет освоить компьютер намного лучше вас в старшем школьном возрасте, подойдя к этому более осознанно.
- Подавляющая масса компьютерных игр для малышей - поделки низкого качества. Фирмы-
создатели не прогнозируют массовый спрос на эту продукцию и поэтому не тратят на разработку слишком много средств. Озвучивают эти игры, как правило, не профессиональные актеры, а сами господа компьютерные дизайнеры. Результат - противно слушать. Плюс дешевая примитивная анимация. Лучше покажите ребенку нормальный, качественно и с душой сделанный мультик советских времен или просто почитайте красивую сказку - и познавательно, и интересно.
- Любая, а особенно детская, компьютерная игра есть лишь примитивная модель реальности. Маленький ребенок с его мощными познавательными способностями легко и быстро осваивает ограниченное пространство любой компьютерной игры. По сути дела узкие рамки игры постепенно сужают познавательные способности ребенка до рамок компьютерной модели: кликнешь мышкой на одну картинку - получится одно, кликнешь на другую - другое. И все. Практически никаких навыков и знаний о реальном мире, даже о том, как построить из кубиков самый простой домик так, чтобы он не разваливался и было красиво.
Дети постарше и те, кто детьми себя уже не считает, предпочитают взрослые компьютерные игры. Предлагаемый ассортимент очень широк... Для игроков выпускается масса толстых специализированных журналов, создаются фан-клубы культовых игр и уже начали проводиться чемпионаты по компьютерным играм. Игровая индустрия на
текущий момент является, наверное, самым основным двигателем прогресса развития устройств, обозначенных в заголовке раздела. Так как чем «реалистичнее» и «навороченнее» игра, тем более мощный компьютер для нее требуется. Массовый спрос на новые игры подогревает спрос на новые мощные машины...
А еще, часами, днями и ночами сидя в любимых играх, мы задействуем в этом процессе не только глаза и пальцы рук. Участвует все тело, несмотря на внешнюю его неподвижность. Заядлым игрокам известны ощущения в первое время после окончания сеанса игры, когда переводишь усталое внимание в реальный мир. Потом эта легкая неадекватность вроде бы сама собой проходит, но остается и с каждым разом ширится и крепнет желание продолжать снова и снова. А самым заядлым ночами снится, как они из последних сил отбиваются от тех самых монстров из компьютерных стрелялок-бродилок. И эти дикие порождения нездоровой фантазии стремятся убить тебя уже не на экране монитора, а в твоем собственном пространстве сновидений.
А еще у самых одаренных игроков отмечены особо талантливые сдвиги. Например, в Великобритании некто Дэн Холмс, 29 лет от роду, на почве безмерной любви и неодолимой страсти официально сменил свое имя на Play Station 2 - так называется игровая приставка фирмы Sony. На этом наш герой не остановился и хотел пойти даль-
ше, он уговаривал нескольких тамошних священников совершить обряд венчания со своей игровой приставкой. Жаль, что никто из служителей культа не согласился, - у этой пары могли быть замечательные дети. Вся эта история стала возможной благодаря ежедневным четырехчасовым свиданиям молодого человека и его приставки. Ну и, чтобы окончательно уже нагнать страху - смертельная история о 30-летнем американце по фамилии Руж. Он купил себе игровую приставку Nintendo 64 и сидел за ней по 8 часов в день (прямо как ударник коммунистического труда). И вот, когда он однажды ехал в виртуальном автомобиле по виртуальному шоссе, внезапный приступ эпилепсии сразил его насовсем, заставив неудачно удариться головой об стол. И, главное, претензий предъявить оставшимся в живых родственникам не к кому - в каждую коробку с игрой заботливые разработчики обязательно вкладывают письменное предупреждение об опасности эпилептического удара. Так что играйте чаще, и удача улыбнется вам.
Всемирная паутина Интернет
Сейчас я говорю. Пальцами по клавиатуре.
И слушаю. Глазами, как глухой.
Д. Лавникевич.
«Интернет-зависимость: угроза или миф?»
Это сегодня, наверное, самое удивительное порождение техногенной цивилизации. Независимое от государственных границ, оно живет и изменяется по своим законам, что порой не нравится политикам и представителям правящих кругов. Благодаря Интернету можно обмениваться электронной почтой - она работает гораздо быстрее и надежнее обыкновенной. Можно быстро находить нужную информацию, делать покупки и вести коммерческую деятельность, заказывать билеты в кино и на самолет, бронировать места в отелях в любой точке мира. Даже можно найти себе спутника (спутницу) жизни - такие случаи не единичны в наше время. Короче - в Интернете можно делать почти все, то что и в реальном мире, не вставая при этом с кресла. И делать часто более легко, привлекательно и разнообразно, чем в обычной жизни. Поэтому на личностном уровне люди склонны к попаданию в зависимость от Интернета. Психологи, врачи-психиатры и психотерапевты обозвали это явление интернет-зависимостью, или интернет -аддикцией, или нетаголизмом, или виртуальной ад дикцией - выбирайте, как говорится, на свой вкус (кстати, патологическое пристрастие к компьютерным играм вообще обозвали страшным словом «гэмблинг»). Интернет-аддикцией страдают люди всех возрастов, обоих полов, независимо от политических пристрастий. Давайте попробуем в этом разобраться, опираясь на то, что пишут в самом Интернете.
Комиссаров Андрей
|