ТЕХНОМАНИИ
Причины психологической зависимости
Игрок считает, что когда-нибудь он все равно «победит» компьютер. Но он глубоко заблуждается. Игры пишут увлеченные люди, обладающие в этой области большими знаниями и навыками. Уровень игр и их сложность постоянно повышаются. И не все зависит от технических характеристик компьютера и физических возможностей игрока. В результате, кроме получаемого удовольствия, у игрока развивается самомнение и мнимое самоутверждение в жизни. Он начинает жить в своем мнимом виртуальном, компьютерном, игровом мире. Но при этом затормаживается его реальная жизнь.
К играм часто обращаются люди, не желающие взрослеть. Они привыкают к одиночеству. У них редко бывают друзья среди ровесников.
В искусственном мире игр они чувствуют себя великими полководцами, правителями миров, первооткрывателями и т. п. Они учатся ловкости, хитрости, мудрости и т. п., но не реальной... В реальной же жизни, столкнувшись с препятствиями, они обычно не могут их преодолеть, так как знают только те способы, которые представляют им игры. В результате они замыкаются в себе и своем виртуальном мире, где все происходит так, как хотят они.
А ролевые компьютерные игры вообще формируют устойчивую психологическую зависимость, потому что в ролевых играх наблюдается распад «Я» на «Я-виртуальное» и «Я-реальное», нарастает диссонанс, что влечет усиление дезадаптации и нарушения в сфере психики.
Виртуальная реальность воспринимается играющим как реальный мир, проявляется эффект «присутствия», когда сознание автоматически «дорабатывает» несовершенный виртуальный мир до уровня реальности.
Психика человека способна отражать не только объективную реальность, но и любую реальность, любую сенсорную стимуляцию.
В результате ролевые компьютерные игры изменяют представление человека о себе и окружающем мире, способствуя усилению тревоги и дезадаптации.
Нарушения психических состояний у геймеров заметны невооруженным глазом: сниженные настроение, самочувствие и активность; неадекватное восприятие себя и окружающего мира; нарастание тревоги из-за диссонанса между бессмертным «виртуальным Я», которое все может в виртуальном мире, и «Я-реальным», которое является простым смертным человеком.
Тревога является катализатором формирования психологической зависимости - с увеличением тревоги увеличивается зависимость, которая, в свою очередь, увеличивает тревогу, и т. д.
Полный уход в виртуальную реальность означает для таких людей потерю человеческого начала. Это болезнь, которую вылечить достаточно трудно - своего рода наркомания.
И все-таки у человека всегда есть возможность выбора - погрузиться в эту виртуальную реальность совсем и уйти от реальности настоящей или начать жить и увеличивать свои силы и достижения в настоящей реальности, выполняя свое Человеческое предназначение.
|