Энциклопедия наркотиков
главная | а | б | в | г | д | з | и | к | л | м | н | о | п | р | с | т | ф | х | ц | ч | ш | э | наркомания | алкоголизм | курение | лечение | личности | закон  

Аркадий Вяткин. Эзотерическая наркология:



История пьянства, алкоголизма, наркомании и токсикомании в свете эзотерики

Начало этой истории скрыто в глубине веков. Можно только догадываться, когда именно наши предки впервые испытали на себе опьяняющее действие перебродивших соков или одурманивающие свойства некоторых растений. Известно только, что первыми узнали эффект наркотического и алкогольного воздействия жители южных земель - обширного пространства, в которое входят нынешний Ближний Восток, экваториальная Африка и Америка, а также Индия, Китай и другие страны. Народы, жившие в средней полосе и особенно на севере, пришли к употреблению этих веществ много позже, поскольку необходимых для этого растений, а также сахаров, которыми богаты тропические фрукты, здесь попросту не было, а связей с южными народами тогда не существовало. То же самое можно сказать о наркотических, одурманивающих веществах и различных ядах, которых в жарких странах и по количеству, и по ассортименту несравненно больше, чем в средней полосе.

Испытывая дефицит еды, древние люди не брезговали даже несвежими, но сладкими соками, а также пробовали на вкус разные плоды и корни. Таким образом они совершенно случайно открыли для себя специфическое действие некоторых психотропных веществ и почти сразу выделили их из обычного рациона. По мнению некоторых исследователей, галлюциногены, являясь мощнейшим усилителем ментальных процессов, стимулировали воображение и развитие головного мозга, то есть были природным агентом эволюции еще на уровне гоминидов.

Особые, или измененные, состояния сознания, которых достигали наши предки, употребляя продукты, действующие на психику, стали причиной того, что этим продуктам начали придавать мистический смысл. У разных народов в некоторых культовых обрядах, дошедших до наших времен, обязательной составляющей является применение психоактивных веществ. В традиционных культурах достаточно распространено поверье, что человек, находящийся под воздействием алкоголя или других изменяющих сознание веществ, общается с богами, духами либо попадает в какие-то иные миры, отличные от нашего, и получает оттуда ценную информацию. Человек, употребляющий психоактивные вещества, обретал веру в сверхъестественное благодаря прямому опыту, на основании внутренних видений и переживаний. В результате у многих народов постепенно сформировалось сложная духовная культура, со своими ценностями и ритуалами, имеющими важный сакральный смысл.

* * *

Как свидетельствует предание, пифии Дельфийского Оракула при храме Аполлона делали предсказания, медитируя и вдыхая вулканические газы, влияющие на их психику. Начиная с XVI века до н. э. и в течение нескольких последующих столетий это был самый известный оракул, к которому стекались люди со всей Эллады и из сопредельных государств. Его престиж был велик: почти все греки искренне полагали, что этот оракул возник со дня сотворения мира.

Пифия перед прорицанием проходила особый обряд, изменяющий ее сознание: она три дня ничего не ела и принимала ванны в протекающем здесь же серном источнике, а также жевала листья священного лавра, сжигала на вечном огне алтаря ячменную муку и дышала этим дымом. Непосредственно перед актом пророчества пифия облачалась в праздничную одежду, надевала на голову лавровый венок и усаживалась в кресло в виде треножника, установленное прямо над расщелиной, откуда исходили ядовитые пары. Спустя некоторое время она впадала в транс, отрешалась от окружающей действительности, испытывая различные зрительные и слуховые галлюцинации. В таком состоянии она общалась с посетителями, на вопросы которых при ее посредстве отвечали духи.

Когда Крез, правитель Лидийского царства, задумал начать войну против Персии, он решил обратиться к пифии в Дельфах. С этой целью он отправил посла, который задал пифии единственный вопрос: «Чем теперь занят Крез?» Крез постарался строго сохранить тайну и выбрал к тому времени такое занятие, которое трудно было даже представить. Однако пифия дала исчерпывающий и точный ответ: «Царь варит ягненка и черепаху в медном котле». Крез был потрясен и вслед за этим через посланника задал новый вопрос: «Следует ли мне начать войну с Персией?» Ответ был таков: «Если Крез перейдет Галис, то он разрушит великое царство».

Крез был удовлетворен, поскольку полагал, что под великим царством подразумевалась Персия, и начал войну. К несчастью для него, таковым царством оказалась Лидия...

Более двух тысяч лет назад греческий историк Геродот, путешествуя по разным странам, написал несколько трудов о быте населяющих их народов. Повествуя о скифах, живших на равнинной плоскости вблизи Черного моря, Геродот упомянул об их священном ритуале - коллективном вдыхании дыма конопли. Скифские жрецы собирались в крытых войлоком юртах и бросали на раскаленные уголья очага зерна конопли. Вдыхая дым, они входили в измененное состояние сознания, пребывая в котором, беседовали с богами и душами умерших.

В Древней Греции ежегодно проводились мистерии (др.-греч. mysterion - «тайна», «таинство»), посвященные различным богам, в том числе и богу вина Дионису. Во время этих празднеств считалось хорошим тоном употреблять в больших количествах вино и предаваться веселью. Позднее этот ритуал был заимствован древними римлянами, которые стали воздавать почести своему богу вина и виноделия Вакху. Название же ритуала - вакханалии - используется и в наше время для обозначения безудержной попойки, уже, конечно, лишенной какого бы то ни было религиозного смысла.

Древнегреческие элевсинские мистерии, проводившиеся на протяжении двух тысяч лет, давали участникам возможность прикоснуться к тайнам загробного мира и вступить в контакт с божеством. При этом люди получали огромный эмоциональный заряд. Для погружения в измененное состояние сознания здесь использовался специальный напиток под названием кикеон, который содержал производные спорыньи. Те, кто прошел все ступени такого посвящения, назывались эпоптами (узревшими невообразимое). Такими посвященными считались Платон, Аристотель, а также многие римские императоры. Мистерии появились еще в Древнем Египте, а затем были заимствованы эллинами и римлянами. Участники этих действ выпивали очень много вина с психотропными веществами, источниками которых могли быть галлюциногенные грибы, спорынья, белена и другие растения.

Изменяя сознание человека, психоактивные вещества погружают его в альтернативную реальность, откуда он получает секретную информацию и вместе с тем - толчок к изменению своего личностного начала. К такому выводу независимо один от другого приходили народы самых разных стран мира. Южноамериканские индейцы употребляли с этой целью напиток из растения аяхуаска и галлюциногенные грибы, тогда как на другой стороне земного шара, в древней Индии, боготворили напиток сома, а в древнем Иране применялся похожий напиток хаома. Согласно легенде, Зороастр (Заратустра) появился на свет в результате того, что его родители систематически опьяняли себя хаомой. Изготовление и питье хаомы тогда считалось священным занятием.

В Западной и Восточной Европе на протяжении многих столетий существовали магические практики. Несмотря на то что инквизиция нещадно уничтожала ведьм, колдунов, ясновидцев и целителей, это ремесло продолжало жить, хотя и ушло в подполье. Чтобы войти в измененное состояние сознания, необходимое для совершения предсказания или другого магического действия, применяли широко распространенные здесь ядовитые растения: дурман, белладонну, белену и мандрагору. Согласно легендам, из них же ведьмы делали мазь для полета на шабаш - на самом деле, скорее всего, происходила его воображаемая имитация в измененном состоянии сознания. Помимо растительных психолептиков ведьмы использовали также кожные выделения некоторых жаб.

Еще в середине XIX века ботаники, находящиеся в долине Амазонки, наблюдали, как местные индейцы изготавливают и употребляют галлюциноген из местного вида лианы под названием аяхуаска. Кстати, и в наши дни употребление аяхуаски и отваров из нее составляет неотъемлемую часть культуры индейцев Южной Америки.

То же самое можно отметить и в отношении псилобициновых грибов. Их использование было широко распространено еще в далекой древности на территории современной Мексики, Сальвадора и Гватемалы - в местах их произрастания. Найдены многочисленные каменные изваяния этих грибов, украшенные ликами богов и различных духов; возраст таких памятников доходит до трех тысяч лет. Обнаружены также остатки храмов, посвященных священным грибам. Ацтеки настолько почитали эти грибы, что называли их «божественной плотью». Индейские шаманы и по сей день употребляют псилобициновые грибы для того, чтобы, войдя в транс, найти причину болезни, а также для гадания...

После открытия Колумбом Америки католическая церковь яростно боролась с употреблением «сатанинских грибов» местным населением. Многие индейцы, не желающие расстаться с этим священным ритуалом, расстались с жизнью на виселице...

Несмотря на исторические и фольклорные свидетельства, ученые долгое время сомневались в существовании грибов с изменяющим сознание действием. Однако в 1955 году этноботаник Гордон Вассон вместе со своей русской женой Валентиной, будучи в Мексике, принял непосредственное участие в шаманской церемонии поедания галлюциногенных грибов. А уже в 1957 году химик Альберт Хофманн, ранее синтезировавший ЛСД, в лаборатории концерна «Сандоз», в Швейцарии, не только выделил из грибов алкалоид, названный им псилобицином, но и синтезировал его. С 1960 года та же фирма «Сандоз» начинает в большом количестве выпускать таблетки псилобицина, которые стали поступать в свободную продажу. В 1962 году Тимоти Лири пробует галлюциногенные грибы во время своего пребывания в Мексике и в дальнейшем посвящает себя изучению изменяющих сознание веществ. Однако уже в 1968 году многие страны принимают конвенцию о запрете психоделических препаратов. Причиной явились негативные социальные последствия, вызванные бесконтрольным употреблением ЛСЛ и псилобицина.

Несмотря на ограничения и уголовные преследования, Теренс Маккена под вымышленным именем опубликовал в 1975 году «Руководство по выращиванию волшебных грибов», после чего осмелели и другие авторы, приложив руку к этой рискованной теме. Выяснилось также, что подобные грибы произрастают не только в Мексике, но и в других регионах, за исключением разве что приполярных территорий.

В современной Мексике среди местного населения до сих пор бытует обычай употребления псилобициновых грибов с теми же целями, что и у предков. Однако сам ритуал претерпел изменения. Теперь с шаманом, наевшимся грибов, беседуют не индейские демоны и боги, а Иисус Христос...

* * *

Традиция употреблять галлюциногенные грибы издревле существует и у народов Восточной Сибири. Еще в 1787 году один из членов географической экспедиции писал, что туземцы «вместо вина употребляют грибы красные, называемые мухоморами, с которых бывают пьяны или, лучше сказать, бешены до крайности, кои же не потчеваны мухомором, может, по неимению оных, те стараются пить урину от взбесившихся, и от того еще больше бешены, нежели первые»...

Чукчи поедали мухомор в сушеном виде, поскольку он был для них импортным товаром. Они отрывали от засохшего гриба маленькие кусочки, длительно пережевывали и запивали водой. Корякские мужчины заставляли своих женщин тщательно пережевывать этот гриб, а потом сами проглатывали жвачку. А вот как описывает один из дореволюционных этнографов хантыйский обычай поедания мухоморов: «Мухоморами упиваются и многие другие сибирские народы, а особливо живущие около Нарыма остяки. Когда кто съест за одним разом свежий мухомор или выпьет увар с трех оных, высушенных, то после сего приему становится сперва говорлив, а потом делается, из-подоволи, так резов, что поет, скачет, восклицает, слагает любовныя, охотничья и богатырския песни, показывает необыкновенную силу и прочее, а после ничего не помнит. Проводя в таком состоянии от двенадцати до шестнадцати часов, напоследок засыпает; а как проснется, то от сильного напряжения сил походит на прибитого, но в голове не чувствует такой тягости, когда вином напивается, а и после не бывает ему от того никакого вреда».

Все народы Сибири хорошо знали, в каких дозах и как часто можно употреблять мухомор и отвар из него, а поэтому случаи смертельных отравлений у них бывали редко. Доза, как правило, определялась на глаз в зависимости от возраста, роста, веса и общего состояния человека. Первоначальная порция обычно была небольшой, но через некоторое время она увеличивалась, а время между приемами гриба сокращалось. Основной алкалоид мухомора (мускарин), вызывающий галлюцинации, в неизмененном виде очень быстро выводится мочой. Поэтому у некоторых северных народов принято пить мочу наевшегося мухоморов, чтобы испытать такие же переживания...

Некоторые русские после присоединения сибирских регионов к Российской империи пытались употреблять галлюциногенные грибы по примеру аборигенов, но итог, как правило, был трагичным. Не зная местных условий и не имея представления о том, как меняется степень токсичности грибов в зависимости от времени года (тогда как аборигены владели этими знаниями практически на уровне инстинкта), русские поселенцы часто превышали допустимую дозу. Кроме того, организм аборигенов, в силу привычки к грибу, был менее чувствительным к его яду (и, напротив, оказывался более чувствительным к «огненной воде», завезенной сюда европейцами).

Одна из сохранившихся записей того времени гласит: «Служивому Василию Пашкову, который часто в Верхнем Камчатском и в Больше-рецком на заказе бывал, велел мухомор у себя яйца роздавить, который, послушав его дни в три и умер. Обретающемуся при мне толма-чю Михайлу Лепехину, которого не в знатье мухомором поили, велел он брюхо у себя перерезать...»

Употребление мухоморов у народностей Сибири, как и в культуре других этносов, было тесно связано с представлениями о могучих духах, управляющих миром живых, и о возможностях вступления с ними в контакт. Этот миф, имеющий, по-видимому, архетипический характер, усваивался аборигенами с рождения. У европейских же переселенцев религиозная картина мира была другой и не предполагала употребления галлюциногенов и наркотиков. Поэтому съеденные мухоморы вызывали у них видения злых духов и гневных божеств, почитаемых аборигенами, с культурой которых переселенцы только соприкоснулись, не впитав ее полностью.

Кроме того, создаваемая грибом альтернативная реальность отличалась по многим признакам от реальности обычной - в частности, здесь отсутствовало четкое разделение на субъект и объект. Иногда даже сами люди становились в этом мире мухоморами, обретая часть их священной силы и запредельного знания. При этом среди сибирских шаманов действительно было много ясновидящих и контактеров, которые не только входили в особое состояние сознания путем поедания гриба, но и могли управлять им.

В Западной Сибири мухоморы было принято употреблять во всех слоях общества, но в первую очередь у шаманов. Известны случаи специфической «терапии» с помощью священного гриба. Вся процедура сводилась к тому, что пациента погружали в длительный сон, напоив сложным, тщательно приготовленным составом из грибов. При этом чашка для отвара должна была быть определенного размера и формы и изготавливалась из определенного материала. Нарушение ритуала полностью исключалось. После засыпания человек помещался в прохладное помещение, где лежал без движения больше суток. Шаман также принимал этот отвар, но в меньшем количестве и с другой целью: он должен был отправиться к богу подземного мира и, сделав тому подарок, попросить, чтобы он не забирал к себе больного.

Данная «лечебная процедура» очень похожа на то, что проделывал толтекский маг дон Хуан в описаниях Карлоса Кастанеды. Но только вместо мухоморов (которых совсем нет в Мексике) он поедал галлюциногенный кактус пейот. Подобные приемы используют также маги Африки, Южной Америки и Океании, употребляя при этом другие, произрастающие в их местности галлюциногенные и наркотические растения.

Известно, что поедание мухоморов было частью оккультной практики и у некоторых других народов. Например, в Индии обнаружены изображения этих грибов на стенах храмов, а в древней Германии так называемые берсеркеры пили напиток из мухоморов перед битвой, вызывая у себя неистовство.

* * *

Пейот - знаменитый кактус с галлюциногенными свойствами, действие которого подробно описал Карлос Кастанеда в своих книгах об индейце доне Хуане. В этом растении содержится «психоделическое» вещество - мескалин, вызывающий яркие зрительные и слуховые галлюцинации, а также чувство левитации. Христианские проповедники пытались наложить запрет на поедание этого кактуса и даже извести его, но у них ничего не вышло. Ритуальное потребление кактуса слишком прочно вошло в культуру этих народов, а, кроме того, он распространен в пустыне достаточно широко.

В наши дни индейцы, сопровождаемые шаманом, периодически совершают паломничества в места произрастания пейота. Традиция эта столь же древняя, как и практика употребления кактуса. Пустыня Вирикута, где растет пейот, настолько священна, что даже считается прародиной у некоторых племен. В дороге индейцы совершают моления и особого рода ритуалы, которые должны подготовить их к приему пейота. Кактус чаще употребляют внутрь в сыром виде, иногда предварительно вымачивают в воде. Американец Рам Дас, в настоящее время являющийся главой шаманского учебного центра, так описывает течение всей процедуры:

Когда я посмотрел на землю, я увидел, что вокруг меня растут кактусы пейот, и мне показалось, что от них самих исходит какое-то особое свечение. Я без труда наполнил два мешка для сбора пейота, богато украшенные вышивкой уичолов, - туда поместилась по меньшей мере сотня кактусов различных размеров. Я съел еще несколько, продолжая в благоговейной и всепроникающей тишине Вирикуты наблюдать за светящимися и постоянно изменяющимися образованиями, которые были похожи на облака.

Как только я вспомнил о своем народе, о своей расе, обладающей атомными бомбами и ракетами, готовыми уничтожить в один миг всех и каждого, я начал плакать. Ну почему же, спрашивал я себя, мы стали такими одинокими, отстранились от гармонии и красоты нашей удивительной планеты?

Я слышал ответ, который, казалось, приходил ко мне отовсюду; перед взором моего ума, словно на гигантском экране, быстро сменяли друг друга разные кадры. Я видел, как из земли восстает человек, на мгновение застывает, а затем снова возвращается в землю. Это был всего лишь краткий миг, но он заключал в себе целую человеческую жизнь. Затем я увидел, как из песка, на котором я стоял, поднялся огромный город и, просуществовав секунду, снова растворился в просторах пустыни. Растения, камни и земля подо мной говорили: «Да, именно таковы на самом деле и твоя жизнь, и город, в котором ты живешь». Казалось, что в своем измененном состоянии я был способен воспринимать вибрации всего, что окружало меня, и отвечать на них. Внутренние барьеры, отделявшие «меня» как отдельную личность от «того», то есть от всего окружающего, рухнули. Внезапно меня захлестнуло новое чувство: я осознал, что человечество и все его технические достижения суть не более чем цветы на земле. Проблема, которая ранее мучила меня, совершенно исчезла; я стал смотреть на людей и на их технику как на формы, посредством которых выражает себя Мать-Земля. Я ощущал волну счастья и блаженства, которая изливалась из меня и перетекала в танец всех форм, существующих на земле. Я плакал от радости и благодарил за такое глубокое благословение Вирикуту, дона Хосе и индейцев уичолов...1

* * *

Несколько слов о табаке. Несмотря на то что он относится скорее к стимулирующим веществам и не является галлюциногеном, коренные народы Южной и Северной Америки также используют его для достижения измененного состояния сознания в ритуальных целях. При этом одни используют смесь табака и аяхуаски, другие просто курят огромные сигары из крепчайшего дикого табака. Входя в измененное состояние сознания, они разговаривают с духами.

Шаманы Восточной Сибири входят в транс с помощью сопровождаемого ударами в бубен танца - сначала медленного, а затем с нарастающей скоростью. Во время танца шаманы выпивают одну за одной несколько стопок водки и в «антракте» выкуривают несколько трубок самосада...

* * *

В более позднее время мистический смысл употребления алкоголя, наркотиков и других изменяющих сознание препаратов был постепенно утрачен. Произошло то, что можно назвать десакрализацией (вытеснением религиозного значения) и деритуализацией (отказом от ритуального употребления) наркотиков и алкоголя. Употребление этих веществ стало обыденным, профанным. Более того, с ростом «цивилизованности» всех слоев общества постепенно исчезла разница в способах применения психотропных веществ, как на севере, так и на юге. Открытие методов перегонки вина и браги в эпоху средневековья привело к тому, что люди стали одурманивать себя высококонцентрированным алкоголем, причем у некоторых это превратилось в повседневную потребность, переходящую в зависимость. Однако само понятие «алкоголизм» появилось много позже, в 1848 году, с легкой руки шведского врача Магнуса Хусса.

В доисторические времена и в далекой древности алкоголизма и наркомании, в современном понимании этих терминов, быть не могло. Это не означает, что древний человек был как-то иначе устроен или что все люди далекого прошлого, в отличие от наших современников, всегда знали меру. Просто наши предки, чтобы выжить, вынуждены были постоянно трудиться, добывая пропитание, - заниматься охотой либо сельским хозяйством. Поэтому на остальное у них просто не хватало ни времени, ни сил. Частое вхождение в измененное состояние сознания с помощью алкогольных напитков или галлюционоген-ных растений было несовместимо с образом жизни наших предков и, если бы вошло в привычку, поставило бы под сомнение их выживание. Если такого рода вещества и применялись в древности, то это отнюдь не было повседневным занятием, а приурочивалось к празднествам и другим важным событиям в жизни племени. Можно предположить, что пьяницы и наркоманы все-таки могли иногда появляться в древнем сообществе. Однако вследствие своего паразитического существования они становились обузой для окружающих и, вероятнее всего, попросту уничтожались или изгонялись. Бездомные или бомжи, среди которых около девяноста процентов - больные хроническим алкоголизмом, могли появиться только ближе к нашим временам, когда общество стало располагать хоть какими-то материальными излишками...

При этом уже в новой истории неоднократно фиксировался бум алкоголизма и наркомании, который следует расценивать как реакцию на какие-то социальные аномалии. Чаще всего стремление людей к одурманиванию себя возникало в критические исторические периоды, например, во время войн и революций, смены государственного строя, во времена всеобщего обнищания и безработицы и т.д., когда психика у большинства людей была в постоянном напряжении и когда власти не могли препятствовать росту алкоголизма и наркомании и даже потворствовали им. Нечто подобное наблюдалось в нашей стране во время гражданской войны и в течение нескольких лет после нее, после Великой Отечественной войны, накануне распада СССР и в течение нескольких лет после распада.

* * *

Отдельно следует сказать о роли психоактивных веществ в различных религиях. Так, к примеру, почти все религиозные конфессии порицают пьянство, а в исламе, например, употребление спиртных напитков вообще противоречит основным догмам этой религии. Но, с другой стороны, мусульманский мистицизм допускает употребление наркотиков. Буддисты же довольно терпимо относятся к употреблению алкоголя и различных психоактивных веществ, которое, кстати говоря, никогда не было у них массовым явлением. Отмечено также, что практически каждый человек в той или иной мере периодически испытывает потребность в измененном состоянии сознания. И если одни достигают его путем опьянения, то другие - с помощью наркотиков и галлюциногенов.

Известны примеры, когда человек и даже целые народы обходятся совершенно без психоактивных веществ, но тогда измененное состояние сознания достигается посредством медитации, строгого поста, епитимьи или молитв. Не случайно же еще К. Маркс заявил, что «религия - это опиум для народа»...

* * *

Несмотря на то, что психоделические препараты, с древних времен войдя в культуру многих стран и народов, использовались на протяжении всей истории человечества, они были практически неизвестны в европейской и американской цивилизациях. Самым первым веществом такого рода оказалась закись азота - N2O, впервые полученная в 1772 году Йозефом Пристли. Выяснилось, что этот газ вызывает эйфорию и галлюцинации. Однако ни закись азота, ни эфир (или хлороформ), применяемые в XIX веке для анестезии при хирургических операциях, не привлекли к себе внимания как собственно психоделические вещества, поскольку их воздействие характеризуется кратковременностью. Кроме того, их было достаточно трудно хранить. Наконец, немаловажную роль сыграл тот факт, что закись азота вызывает амнезию - то есть человек не помнит почти ничего, что он испытал во время воздействия препарата. Но самая главная причина того, что эти вещества не стали употребляться массово, заключалась в отсутствии соответствующих социальных условий. Эти условия возникли позже, вызвав психоделическую революцию 1960-х, когда принимать изменяющие сознание вещества стало модно...

Новый период исследования психоактивных препаратов, традиционно употребляемых аборигенами, начинается с конца XIX века, а именно с того времени, когда немецкий фармаколог Левин совершил турне по югу Соединенных Штатов и привез в Германию кактус пейот. Впрочем, выделить активное вещество ему не удалось. Только спустя десять лет американский врач Сайлас Уэйр Митчелл впервые испытал действие пейота на себе и подробно описал это состояние в широкой печати. В то же время фармацевт Артур Хефтер выделил из кактусов чистый мескалин и также испытал на себе его действие.

В 1927 году доктор Курт Берингер провел сотни экспериментов с мескалином на добровольцах и опубликовал их результаты. В 1932 году Гордон Аллес синтезировал амфетамин и, последовав примеру многих ученых, проверил его действие на себе. В 1956 году химик Стивен Жара из Чехии синтезировал диметилтриптамин - самый сильный из всех известных галлюциногенов.

Причин так называемой психоделической революции, когда поток изменяющих сознание препаратов буквально захлестнул Западную Европу и США, было несколько. Во-первых, в обществе появился интерес к восточной культуре, связанной с измененными состояниями сознания. Во-вторых, эти препараты продавались свободно в аптеках и стоили относительно недорого. В-третьих, несколько человек, имея отношение к религии и мистике, сыграли роль, так сказать, пассионариев этой новой культуры. В их числе были преподаватель Гарвардского университета Тимоти Лири, Кен Кизи, известный своим романом «Полет над гнездом кукушки», писатель Олдос Хаксли, ставший идейным гуру психоделиков, а также многие рок-музыканты.

В 60-е годы приобрело массовый характер движение хиппи. Его сторонниками - и потребителями препаратов, изменяющих сознание, - стали в основном подростки из вполне благополучных семей. Мировоззрение хиппи, по сути, представляло собой компиляцию элементов коммунистической идеологии с мистикой - в частности, с магическими знаниями американских индейцев и восточной мистической традицией; при этом в нем проявлялись черты философии анархизма. Одной из существенных составляющих образа жизни хиппи был прием препаратов, изменяющих сознание, и в первую очередь ЛСД. Экстремистски настроенные тинейджеры отрицали принятые в обществе стандарты и правила поведения. Социальная среда представлялась им бесчеловечным кошмаром, потому что в ней царила власть денег. Такие взгляды хиппи на существующий общественный строй сопровождались в их сознании идеями из дзен-буддизма, суфизма, йоги, тантризма и шаманизма. Хиппи относились к жизни скорее пассивно и не были активными революционерами в классическом понимании этого слова.

Психоделическая тенденция проявилась также в музыке и живописи. Галлюциногены значительно повлияли на рок-музыку, которую было принято слушать во время психоделических бдений. Родоначальником психоделического, или «кислотного», рока стала группа Gratful Dead из Соединенных Штатов, позже этот стиль восприняли и другие музыканты, включая знаменитых Beatles.

В 1966 году после запрета на изготовление и продажу ЛСД, мескалина и других изменяющих сознание препаратов движение хиппи постепенно угасло. Но в конце 80-х применение психоделических препаратов снова стало популярным - на этот раз всплеск был связан с возникновением рейв-культуры, заимствовавшей многое от движения хиппи. Рейв-культура зародилась в Великобритании и быстро распространились за ее пределами. Само слов «рейв» (англ. rave) в данном случае означает дискотеку с большим количеством участников и оглушающей электронной музыкой с навязчивым ритмом. Рейвы проводились в ангарах и складских помещениях, а иногда и на открытом воздухе и продолжались почти всю ночь. На них собиралось до двадцати пяти тысяч человек, которые входили в измененное состояние сознания, сравнимое с религиозным экстазом, - у всех возникало чувство единения, открытости и дружелюбия. Этот эффект усиливали вспышки стробоскопического света, лазерные лучи и огромные экраны, на которых проецировалась компьютерная психоделическая графика. Кроме того, многие участники употребляли различные психоактивные вещества - от экстази до тяжелых наркотиков, что значительно ускоряло достижение измененного состояния сознания. Благодаря этому комплексному воздействию музыки, ритма, света, видеоряда даже сравнительно небольшая доза психолептиков давала возможность человеку раскрепостить свои эмоции, испытать чувство близости с окружающими и получить мощный положительный заряд эмоций, которого не давала будничная действительность.


1 Рам Дас. Священные растения. http://nitida.narod.ru/book_druri6.html. - Здесь и далее примеч. авт.



ВНИМАНИЕ!!! Вся информация предоставляется исключительно с образовательной целью.
Наркотики вызывают зависимость, вредят здоровью и угрожают жизни!

 © 2007-2020 Наркотики.SU
 ссылки статьи контакты реклама

Энциклопедия наркотиков
все о наркотиках и лечении наркомании

Rambler's Top100  
Free Web Hosting