Карлос Кастанеда - американский писатель и антрополог (доктор философии по антропологии), этнограф и философ, автор книг-бестселлеров по шаманизму,
в которых описана необычная форма магии, основанная на традициях древних и новых
"видящих" - толтеков, - "Путь воина".
Карлос Кастанеда утверждал, что встретил индейца из племени яки, мексиканского шамана Хуана Матуса в 1960 году, что полностью изменило его жизнь. Поначалу Кастанеда
в рамках антропологической практики в Калифорнийском Университете в
Лос-Анджелесе хотел исследовать кактус пейотль, и именно с этой целью обратился к дону Хуану, который являлся знатоком местных растений. По счастливой случайности их свёл вместе общий знакомый. Согласно Кастанеде, в дальнейшем, дон Хуан, считавший себя принадлежащим традиции магов (толтеков в терминологии последнего), выбрал его в ученики исходя из специфического признака, который дон Хуан называл особенной структурой его "энергетического тела". Как впоследствии оказалось, дон Хуан видел в нём нагваля, или лидера группы видящих, способного продолжить линию магов, или шаманов, которой принадлежал дон Хуан. Согласно книгам Кастанеды, "магия" линии дона Хуана заключалась в изменении и обострении восприятия и осознания своей жизни, что, согласно учению, позволяет существенно расширить и даже кардинально изменить представления о познаваемом. По окончании обучения у шамана Карлос Кастанеда стал убеждён, что он оказался свидетелем совершенно иной когнитивной системы ("синтаксиса иного типа"), нежели европейская. Термином "магия" Кастанеда был недоволен, так как считал его неточным, поэтому впоследствии в поиске более точного термина заменил его на сибирское слово "шаманизм".
Первая книга Карлоса Кастанеды была опубликована в 1968 году под названием "Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки" и в краткие сроки стала бестселлером (с тиражом в несколько миллионов экземпляров). Некоторое время она имела успех и в академической среде антропологов, но впоследствии с выходом других работ Кастанеды мнения о его исследованиях разделились. В дальнейшем Карлос Кастанеда опубликовал ещё 11 работ, посвящённых учению дона Хуана, неизменно становившихся бестселлерами во многих странах мира. За годы жизни он множество раз удостаивался как и величайших похвал (вплоть до того, что он предложил новую парадигму), так и жёсткой критики (вплоть до того, что он выдумал дона Хуана).
Некоторые исследователи творчества Кастанеды утверждают что на самом деле Дона Хуана звали - Качора – старый шаман из Соноры в Мексике. Там Качора известен как целитель и политический деятель - ярый защитник племени Яки. Несмотря на описанную Кастанедой смерть Дон Хуана, Качора всё ещё жив. Отвечая на шаблонный вопрос - "Правда или нет то, что написал Кастанеда?", - журналисты особенно часто любят цитировать вот этот ответ Качоры: - Безусловно, Карлос Кастанеда - величайший и талантливейший из писателей, но нужно быть безумным, чтобы пытаться увидеть в Кастанеде
мага.
Между тем некоторые очевидцы встреч с Качорой утверждают напротив, что Качора не может являться Доном Хуаном, исходя со слов самого же Качоры в ходе встреч и семинаров. Таким образом спор вокруг происхождения образа Дона Хуана по-прежнему остается.
Поскольку, под влиянием дона Хуана, Карлос Кастанеда, по его собственным словам, поставил перед собой цель стереть личную историю (как один из элементов духовной практики, известной как "путь воина") и в течение долгих лет целенаправленно держал в тайне многие аспекты своей жизни и окутывал туманом свою деятельность, его биография стала объектом многочисленных спекуляций и противоречащих друг другу версий, что вызывает сложность для составления точной биографии, так как, по всей видимости, невозможно в данном случае найти источник, которому можно полностью доверять.
Существует несколько видов источников сведений о Карлосе Кастанеде:
- во-первых, естественный первоисточник - это те сведения, которые предоставил сам Кастанеда в книгах, статьях и некоторых интервью;
- во-вторых, это информация из книг и статей в различных СМИ, авторы которых прямо или косвенно утверждали, что почерпнули сведения из задокументированных источников;
- в-третьих, сами документы (реально существующие либо вымышленные);
- в-четвёртых, субъективные воспоминания лично знавших Карлоса Кастанеду либо утверждавших, что знают его (см., например, книгу "Магическое путешествие с Карлосом", написанную Маргарет Раньян Кастанедой, некоторое время состоявшей с ним в браке, но жившей с ним только лишь в течение первых шести месяцев после его заключения).
Необходимо отметить и позицию Карлоса Кастанеды, который долгие годы сознательно не реагировал на многочисленные противоречивые публикации в прессе относительно его жизни, деятельности и даже якобы смерти. Другая характерная черта, относящаяся к стиранию личной истории,
- запрет Кастанеды на видеосъёмки, фотографирование и использование диктофона во время интервью и публичных лекций. Кастанеда объяснял это тем, что, согласно этнической эзотерике дона Хуана, человек знания (то есть воин, или маг, в его терминологии) не может позволить себе быть статичным, пусть даже в видеозаписях или фотографиях, так как суть его противоположна статичности.
Одним из традиционно спорных моментов биографии Карлоса Кастанеды можно считать дату его рождения. 1925
- такой год рождения предложил журнал "Тайм" (март 1973). По словам Кастанеды, он вначале не хотел давать интервью такому крупному изданию, как "Тайм", но его уговорил дон Хуан, посчитавший подобное действие целесообразным. Кастанеда высказывал недовольство по поводу сведений, опубликованных в этом номере. 1931, который предлагается в качестве вероятного года рождения в некоторых статьях. Сам Кастанеда в некоторых интервью называл датой своего рождения 25 декабря 1935, а местом рождения
- деревню Juquery (с 1948 - Mairipora) "неподалёку от Сан-Паулу в Бразилии". Место рождения тоже вызывает вопросы: известна версия, что Кастанеда родился не в Бразилии, а в Перу в городе Кахамарка. Карлос Кастанеда с иронией прокомментировал сведения о своём перуанском происхождении, что они, вероятно, вызваны сильным желанием во что бы то ни стало обнаружить в нём "индейскую кровь". В пользу "бразильской" версии может говорить и то, что Кастанеда свободно изъяснялся по-португальски.
Согласно Кастанеде, первоначально его звали Карлос Арана (порт. aranha
- паук) (впоследствии в 1959 году при получении американского гражданства он
принял фамилию матери - Кастанеда, а не отца - Арана). Он родился в обеспеченной семье 25 декабря 1935 года в Сан-Паулу, Бразилия. На момент рождения возраст его матери составлял 15 лет, а отца
- 17. Впоследствии обстоятельства зачатия он описывал, как быстрое совокупление "за дверью" (что дон Хуан в воспоминаниях Кастанеды охарактеризовывал, как "скучное совокупление"). Его передали на воспитание одной из сестёр матери. Она умерла, когда ему было шесть лет; Кастанеда относился к ней, как к матери. Настоящая мать Кастанеды умерла, когда ему исполнилось двадцать пять. Маленький Карлос отличался несносным поведением и часто попадал в неприятности.
Когда ему было примерно 10-12 лет, Карлоса Арану отправили в интернат в Буэнос-Айрес. В год пятнадцатилетия (1951) его отправили в США. По всей видимости, родители нашли ему принимающую семью в Сан-Франциско, в которой он жил, пока не закончил обучение в школе (Hollywood High School). Получив диплом о среднем образовании, он поехал в Милан учиться в Академии изящных искусств. Однако изобразительное искусство ему не давалось и вскоре он возвратился в Калифорнию.
В период между 1955 и 1959 годами он посещал различные курсы по литературе, журналистике и психологии в City College в Лос-Анджелесе. В это же время он работал помощником у одного психоаналитика, где его задачей было упорядочивание сотен магнитофонных аудиозаписей, сделанных в ходе терапевтических процедур. "Их было примерно четыре тысячи, и при прослушивании жалоб и рыданий я обнаружил, что в них отражаются и все мои страхи и страдания".
1959 становится годом получения им гражданства США. При заполнении документов он берёт имя Карлос Кастанеда. Он принимает решение записаться в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе (UCLA) и примерно через два года завершает обучение по специальности антропология.
В январе 1960 года Карлос Кастанеда заключает брак с Маргарет Раньян, но в июле того же года они расходятся. Официально же развод был оформлен лишь 17 декабря 1973 года.
Карлос Кастанеда остаётся при университете, записавшись на учёбу без перерывов до 1971 года. В 1968 году он получает степень магистра за работу "Учение дона Хуана" (1968), а в 1973
- степень доктора философии по антропологии за свою третью книгу - "Путешествие в Икстлан" (1972).
В марте 1973 года журнал "Тайм" публикует обширную статью о Карлосе Кастанеде. Впоследствии Кастанеда опровергал напечатанные в ней сведения, предполагая, что неверная, с его точки зрения, информация была дана в погоне за сенсацией. По версии журнала, в 1951 году некто Карлос Сезар Арана Кастанеда действительно приехал в Сан-Франциско, о чём свидетельствуют записи иммиграционной службы. Однако датой его рождения было 25 декабря 1925 (а не 1935, как утверждал Кастанеда), а под гражданством значилось Перу.
По утверждению "Тайм", отец его был ювелиром и часовщиком по имени Сезар Арана Бурунгарай, а мать, Сюзана Кастанеда Навоа (в одном из интервью Кастанеда сказал, что это имя
- плод фантазии журналиста), умерла, когда ему было двадцать четыре. Карлос Кастанеда три года учился в средней школе Кахамарки, а затем в 1948 вместе с семьёй переехал в Лиму. Там он закончил Национальный Колледж св. Девы Марии Гваделупской. Затем он обучался живописи и скульптуре в Национальной школе изящных искусств Перу. Вероятно, именно по причине авторитетности журнала "Тайм" на фоне недостатка официальной информации о Карлосе Кастанеде в тот период данная версия получила большое распространение и многократно копировалась другими изданиями.
В рамках подготовки магистерской диссертации на факультете антропологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Карлос Кастанеда решает провести полевое исследование. Его интерес к полевой работе был открыто поддержан профессором Клементом Мейганом. Мнение других учёных отличалось: они считали, что Кастанеда должен сперва накопить необходимый багаж академических знаний. По словам Кастанеды, в решении провести полевую работу он руководствовался тем, что время, отпущенное на изучение мыслительных процессов коренных американских культур, стремительно истекало и можно было попросту опоздать. Местом проведения данной полевой работы оказались штат Аризона, США, и штат Сонора, Мексика, а результатом многолетней работы
- книга "Учение дона Хуана" и знакомство с Хуаном Матусом.
Обложка первого издания книги "Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки" (1968).Летом 1960 года, планируя написать статью о лекарственных растениях северо-американских индейцев, Карлос Кастанеда начинает свою работу. Он отправляется по предложению своего друга в путешествие по Юго-Западу страны и в Ногалесе, Аризона, впервые встречает человека, известного в его книгах под именем дона Хуана Матуса, шамана из племени яки. Вскоре он отправляется к дону Хуану в Сонору и в течение нескольких лет с перерывами, в период с 1961 по 1965, проходит у него обучение. Осенью 1965, в связи с психологическим стрессом, как ему кажется, Кастанеда прекращает ученичество и возвращается в Лос-Анджелес. В 1968 издательство "University of California Press" публикует первую книгу, "Учение дона Хуана", благодаря которой год спустя он получает степень магистра. Книга сразу же становится бестселлером, как и все последующие работы автора. Её многомиллионные тиражи сделали Кастанеду миллионером.
В 1968 Кастанеда возвращается в Сонору и возобновляет обучение у дона Хуана. В 1971 году его ученичество даёт плоды в виде книги "Отдельная реальность", а в 1972 он публикует книгу "Путешествие в Икстлан", за которую получает докторскую степень. В данной работе смещаются акценты с использования "растений силы" на учение шамана по повышению осознания, называемое им "магией", или "путём воина". Постепенно Карлос Кастанеда окутывает свою личность туманом. Уменьшается число интервью, начинается этап "стирания личной истории". В 1974 выходит последняя книга, описывающая непосредственный опыт общения с доном Хуаном,
- "Сказки о силе", в которой, как выяснилось в последующее время, дон Хуан умирает, или "сгорает в огне изнутри". В последующих книгах Карлос Кастанеда работает со своими воспоминаниями с целью разобраться в сложной системе мировоззрения Хуана Матуса.
В период с 1977 по 1997 выходят оставшиеся восемь книг Карлоса Кастанеды. С первой половины 1970-х по конец 1980-х Карлос Кастанеда практически полностью отрезает себя от общества, сложив заботы о социальном контакте на посредников. В этот период и до конца жизни, будучи продолжателем шаманской линии дона Хуана, он ведёт активную магическую практику согласно учению дона Хуана вместе со своей группой. В состав группы входят Флоринда Доннер-Грау
, Тайша Абеляр , Кэрол Тиггс и несколько других людей. С начала 1990-х годов начинает вести более открытый образ жизни, читать лекции в Калифорнийском университете (UCLA), обучать сначала бесплатно
- небольшие группы, а затем устраивать платные семинары и лекции в США и Мексике.
В 1998 выходят две последние книги Карлоса Кастанеды - "Колесо времени" и "Магические пассы". Первая суммирует наиболее важные моменты учения дона Хуана в форме афоризмов с комментариями, последняя представляет описание системы магических пассов, которой, по его словам, он обучился во время ученичества у дона Хуана и которую обозначил заимствованным термином "тенсёгрити".
Карлос Кастанеда умер 27 апреля 1998. Официальная причина смерти - рак печени, сообщения в газетах появились лишь 18 июня. Ученики и сотрудники основанной им лично компании "Cleargreen" заявили, что он не умер, но, как и предписывает его учение, сгорел в "огне изнутри". В настоящее время ученики продолжают начатые им самим лекции и семинары по обучению тенсёгрити по всему миру, в том числе и в России.
В своих книгах Карлос Кастанеда описывает обучение у Хуана Матуса - мага, представителя древнего шаманского знания. Многие критики указывают на невероятность событий, описанных Кастанедой, однако его идеи завоевали множество последователей по всему миру. Дон Хуан Кастанеды представляет собой мудрого шамана, чей образ не совпадает со стереотипом индейского колдуна, а знания, которыми он делится, не совпадают с представлениями академической науки о шаманской культуре индейцев. Кастанеда считал, что дон Хуан описал тип познавательной системы, незнакомый европейцу, обычно ориентирующемуся на что-то "априорно" существующее (на свои представления о том, как мир должен быть устроен, жёстко сформировавшиеся под давлением социализации).
Согласно Кастанеде, дон Хуан преподавал своим ученикам особый образ жизни, имеющий название Пути воина, или Пути знания. В качестве основной предпосылки Пути воина дон Хуан утверждал, что люди (как и другие живые существа)
- "восприниматели"; данный термин имеет более активное значение, чем термин
"воспринимающий".
Человек, по его концепции, не пассивно воспринимает уже готовую картину внешней
и внутренней среды, но его восприятие активно интерпретирует энергетические
сигналы, которыми полна вселенная, конструируя модель мира (принимаемую обычно
за сам мир). Весь мир представляет собой чистую энергию, из которой восприятие
создаёт описание мира. Подразумевается, что, каким бы адекватным ни было
человеческое знание, оно ограничено. Область воспринимаемого и
осознаваемого, обычно известная человеческому вниманию, - тональ - достаточно
узка и не отражает всевозможных аспектов вселенной - нагваля, то есть тональ как стереотипный мир человека есть лишь мизерная часть непостижимого нагваля. Однако способность к восприятию, по мнению дона Хуана, можно улучшить, следуя Пути воина
- сложной практической системе, итоговой целью которой считается энергетическая трансформация индивида и достижение "бесконечного осознания". Способность воспринимать энергетические поля называется видением, а необходимым условием для него является соответствующее намерение.
В создании картины мира, по дону Хуану, ведущую роль играет положение точки сборки
- особого (ограниченного) места энергетического тела человека, через которое он воспринимает энергетические сигналы внешнего мира и положение которой возможно изменить. Степень подвижности и положение точки сборки определяют разные типы внимания:
- Первое внимание соответствует повседневному стабильному описанию мира; жёстко фиксированная точка сборки.
- Второе внимание соответствует вниманию, натренированному на восприятие нескольких различных описаний мира; точка сборки принимает несколько положений.
- Третье внимание соответствует высшему состоянию развития внимания, при котором происходит полное осознание энергетических полей и свободное перемещение точки сборки в различные положения.
По словам дона Хуана, необходимым условием для развития внимания является достижение состояния безупречности и остановки внутреннего диалога, отвечающего за фиксированные конструкции восприятия, в повседневной жизни. Чтобы достичь состояния безупречности, человеку следует избавиться от веры в собственное бессмертие, чувства собственной важности и жалости к себе (оборотной стороны чувства собственной важности). Инструментами достижения целей на Пути воина для человека являются сталкинг и искусство сновидения.
Работы Карлоса Кастанеды оказали сильное влияние на творчество Ричарда Баха и Пауло Коэльо и многих других. В произведениях Виктора Пелевина и Макса Фрая присутствует заметное влияние идей Кастанеды. Упоминание Кастанеды можно найти в творчестве таких российских музыкантов, как, например, Борис Гребенщиков ("Аквариум"), Егор Летов ("Гражданская оборона"), Армен Григорян ("Крематорий"), Илья Кнабенгоф "Черт" (Пилот), и Александр Васильев ("Сплин"), отечественная метал-группа Atoll Nerat творит свою музыку именно под воздействием текстов Кастанеды. Также к этим темам прикасались Смоки Мо и Ассаи (группа Krec)
Популярность ведёт и к некоторым заблуждениям: многие люди слышали о Кастанеде в основном по первым двум книгам и ошибочно считают, что все его работы посвящены описанию приёма психоделиков; известны случаи, когда книги Кастанеды обвиняли в пропаганде наркотиков. После выхода в свет трудов Кастанеды появился и ряд критиков (среди которых, например, Ричард Де Милль), а также компиляторов и подражателей (Кен Орлиное Перо, Виктор Санчес, Теун Марез и др.), которых сам он не признавал.
Существует несколько тысяч последователей Карлоса Кастанеды, которые восприняли книги Кастанеды не только как поэтическую метафору, но и как руководство к действию. Они следуют "Пути воина", описанном Карлосом Кастанедой. Некоторые из этих последователей присоединились к обучению на семинарах и классах, начатых лично Кастанедой и женщинами его "партии" ("ведьмами"), а теперь проводимых его учениками. В настоящее время издаются работы ряда авторов, имеющих сходную тематику, но принципиально иной подход к магии. Самые известные из них - Армандо Торрес (правило трёхзубчатого Нагваля) и Мануэль Тэренс (Американское путешествие).
Книги Карлоса Кастанеды, такие как "Учение дона Хуана, путь знаний индейцев Яки", "Отдельная реальность", "Путешествие в Икстлан" и другие можно скачать на этом сайте.
|