Третье лирическое отступление
Господи Боже, до чего же неловок и
хрупок человек, как тонка и прозрачна его кожа, как ненадёжны сочленения
и суставы - и как же он при этом беспечен, заносчив и самонадеян! Ещё
пару часов назад вы полагали себя полным хозяином собственной жизни, а
сейчас стоите, дрожа, в больничном коридоре и с запоздалой осторожностью
поддерживаете левой рукой то, что совсем недавно было вашей правой, а
теперь она чужая, при малейшем движении гнётся не там, где должна, и вы
чувствуете, как внутри её что-то противно задевает друг о друга, и
всякий раз при этом холодный пот выступает у вас на лбу и тоненько бежит
по спине - не от боли, нет, - от ужаса перед внезапной своей
беспомощностью. И вас ведут на рентген, а вы уже знаете, что там
случилось - когда что-то действительно случается, ощущения не
обманывают. И вот на чёрной плёнке ваша прозрачная ручка, и цыплячья
косточка внутри её сломана ровно пополам, и вокруг маленькие крошки. А
дальше вам облепили плечо и руку противным холодным гипсом, он нагрелся,
застывая, на шее у вас повисла неудобная незнакомая тяжесть, и - на
выход, ждать когда освободится место в палате. Но вы не уходите, потому
что совершенно невозможно вернуться в ту, нормальную, жизнь в таком виде
и состоянии даже на время, и вы мечтаете только об одном - чтобы всё,
что с вами должны здесь проделать, началось и кончилось как можно
скорее. Поэтому обречённо бродите туда и обратно по коридору, глядя в
больничные окна - там слякоть, голые деревья, проезжают грязные машины,
идут озабоченные люди и не ведают своего счастья.
А знаете, чем пахнет больница?
Во-первых, чем-то, чем наводят чистоту, но не бытовую, человеческую, а
после того, как кто-то уже умер. Хлорка, карболка? А ещё - столовой
пионерлагеря: перловый суп, подгоревший лук, маргарин. А ещё - тем, чем
пахнет в кабинете зубного врача: это смесь запаха то ли спирта, то ли
эфира с запахом человеческого страха. А мимо стремительно проходит
главный врач, и ещё утро, а у него уже усталое лицо, и вдруг ловишь себя
на том, что специально торчишь в коридоре у него на пути, чтобы он тебя
увидел и поскорее положил в палату, а это глупость - койка от этого
раньше не освободится, и всё равно торчишь, потому что лечь хочется
немыслимо, и когда он проходит, пытаешься поймать его глаза, и не
получается - он про тебя помнит, но не тобой занята сейчас его голова -
вас тут много, а он один.
И вот наконец койка свободна,
но это ты по старой памяти думал, что взлетишь на неё, как птица, и
лежать будет удобно - и хотя над ней висит специальная ручка, как в
трамвае для здоровой руки, - карабкаешься на неё медленно и неуклюже, а
когда вскарабкался - оказалось, что лежать совсем невозможно: нет такой
позы, чтобы твоей каменной руке стало удобно, и вот тут она начинает
болеть. Начинает уверенно, не спеша, с расчётом на длинную дистанцию. И
проваливаешься в какой-то липкий чёрно-белый полусон, где нет ни
времени, ни мыслей, и только бывшая твоя рука, пульсируя на острие боли,
не даёт отплыть от убогого причала реальности.
Вечером приходит маленькая
круглая медсестра. Она несёт на подносике, как официант в ресторане,
твои уколы. Она хохотуха, и вдруг понимаешь, что это она не чтобы тебя
утешить, а просто у неё такой характер, и от этого почему-то становится
легко.
И совсем уже легко становится
утром, когда тебя переложили на каталку, накрыли простынёй и везут по
коридору в операционную, это совершенно новое смешное ощущение, тебя так
ещё ни разу не катали, ты едешь как торт на праздник, и больничные
лампы пролетают над тобой, и больные в коридоре заглядывают в твою
каталку, как в блюдо, - кого это там повезли, и вообще, разница только в
том, что везут тебя головой вперёд. Везут уверенно и быстро, и ты
совершенно успокоился, потому что с этой минуты от тебя уже ничего не
зависит. А ещё потому, что во всех движениях врачей ощущается
безошибочность, граничащая с автоматизмом, - это у тебя всё пока
впервые, а у них каждый день такой - значит, правда, ничего особенного. А
операционная недалеко, и не ясно, за что тебе такая честь - прокатиться
на тележке, и немножко неловко, и предлагаешь дойти самостоятельно.
Смеются - нельзя.
И вот операционная наехала на
тебя, знакомый уже врач - ты узнал его по глазам, на всех повязки, -он
шутит, над тобой огромная космическая лампа, всё очень торжественно. И
даже мысль о том, что сейчас этот чужой тебе человек полезет маленьким
острым ножичком внутрь тебя, живого, - не пугает. Интересно только, как
ты будешь засыпать. Тебя уже однажды в жизни усыпляли наркозом, и ты
тогда не заметил, как уснул, и сейчас изо всех сил стараешься не
пропустить это мгновение. И всё равно ничего не выходит, и ты уже в
палате, всё кончилось, тебя перекладывают на твою койку, и тебе хорошо и
весело, потому что из всех ощущений боль возвращается последней. Рука
твоя поверх гипса забинтована, оттуда торчит коктейльная трубочка, на
неё надет пластмассовый стакан с крышкой, туда из трубочки капает что-то
коричневое. Ты представляешь, как эта трубочка уходит под бинтами в
самую сердцевину твоей руки, и тебе становится нехорошо. Лучше не
смотреть на неё. Но! Тебя починили! Этот доктор залез внутрь тебя и
сделал что-то совершенно тебе непонятное - всё починил! И теперь твоё
возвращение к жизни - только вопрос времени! И вот тут хочется есть.
Масса всего нового,
неожиданного, но уже не трагического. Тебе в палату привозят обед -
большие серые кастрюли, красным написано - «ПЕРВОЕ» - и оказывается, что
с помощью левой руки вилка попадает в рот легко, а вот ложка - никак! К
тому же тумбочка возле твоей кровати устроена так, что сесть за неё как
за стол невозможно - упираются колени, и ложку с супом приходится нести
очень далеко, это даже здоровому не под силу, и суп капает на пижаму и
пока ещё девственно белый гипс.
Твой сосед по палате - милейший
пожилой человек, но у него всё время посетители, а к тебе никто не
приходит - ты сам всем запретил, ты не хочешь, чтобы тебя видели с
закапанным супом гипсом и за это жалели. А у него всё время
родственники, они очень тихо разговаривают, но всё равно слышно, и
встаёшь, и уходишь шататься в коридор, а там совершенно нечего делать,
всю наглядную экспозицию по замене суставов ты уже выучил наизусть, а от
прохожих по коридору хочется спрятаться - уж очень ты нехорошо
выглядишь, а родственники от соседа всё никак не уходят, а если уходит
один, то через полчаса приходит другой, и это невыносимо. К тому же ты
уже третьи сутки пытаешься разгадать загадку: под потолком у вас в
палате висит маленький телевизор, у вас на двоих один пультик, вы
соревнуетесь в воспитанности и всё время уступаете его друг другу. В
промежутках гуляете по программам, пытаясь найти хоть что-то интересное.
Но как только это интересное находится, ваш сосед тут же переключает
канал! Он образованный человек, интеллигентный до застенчивости, и,
казалось бы, вас должно интересовать одно и то же - что за ерунда? На
Земле так много непонятного.
На пятый день всё-таки
припираются вдруг друзья-музыканты - с поллитрой, солёными огурцами,
бородинским хлебом и домашней селёдкой в баночке.
Ты собирался сердиться - чего
припёрлись, - а самому вдруг приятно. Чёрт нас самих разберёт. И
выпиваем стоя, разложив газету на холодильнике, как положено, и наливаем
соседу, и выясняется, что за пять дней я совершенно забыл вкус водки -
наверно, когда организм начинает сам себя чинить, он всё ненужное
выбрасывает - делает генеральную уборку в доме. И друзья ушли, сосед
дремлет, а ты лежишь, захмелевший (от ста пятидесяти-то!), и вдруг
ловишь себя на мысли, что строишь планы, как будто ты уже здоров и
ничего такого не было. Всё, что ли, - домой?
Невероятно точная зарисовка.
Узнаваемая ситуация. Человек выбивается из стереотипа текущих событий, и
появляется взгляд на себя со стороны. Вы как будто наблюдаете за собой.
Это называется деперсонализация. Ясность сознания и чёткое ощущение
себя ещё называется вигильностью. Так вот, обычно человек при травмах,
болезнях, прочих напастях теряет вигильность сознания. Мозг включает
тормозные процессы, возникает некий туман, позволяющий в это время
отделить соматические, то есть телесные переживания от душевных,
обеспечивая лучшую сохранность того и другого. Чем больше этого самого
тумана, тем лучше. Измененное состояние сознания в этот миг работает на
оптимизацию и примитивизацию реакций организма. Каждый реаниматолог
знает, что, когда в реанимационное отделение попадает полностью
переломанный алкоголик-бомж с порой несовместимыми с жизнью поражениями,
его шанс на чудесное выздоровление куда выше, чем у замечательного,
трезвого человека, получившего менее значимые повреждения.
Видимо, отключая сознание при тяжелых травмах и нарушая это сознание при
менее серьёзных, организм блокирует ненужный «верхний контур контроля»,
который в этом состоянии своей паникой может только навредить.
А вот когда наступает выздоровление, верхний контур возвращает свои
позиции и после поверхностной ревизии начинает возвращать тело к
обычному состоянию полной зависимости от сознания. И в этот самый момент
появление друзей с привычным и обязательным атрибутом «здорового»
общения - бутылкой водки - фанфарами возвещает о возвращении больного в
водоворот нормальной жизни.
|