Энциклопедия наркотиков
главная | а | б | в | г | д | з | и | к | л | м | н | о | п | р | с | т | ф | х | ц | ч | ш | э | наркомания | алкоголизм | курение | лечение | личности | закон  

Кондрашенко В.Т. Пьянство и алкоголизм у подростков:



Основные факторы, способствующие формированию пьянства и алкоголизма у подростков

Социальные факторы

К ним относят питейные традиции народа, социальное положение (состав семьи, образование, экономическая обеспеченность, профессия, образ жизни и т. д.), национальную и религиозную принадлежность, обычаи и влияние ближайшего окружения (семья, товарищи, компания). Социальные факторы, способствующие развитию пьянства и алкоголизма, обычно совпадают.

Среди факторов, влияющих на формирование алкоголизма у подростков, на первом месте стоят такие, как:

1) условия воспитания в семье;
2) низкий уровень образования;
3) раннее вступление в самостоятельную жизнь;
4) раннее употребление алкоголя;
5) влияние неформальной группы сверстников.

Исследования, проведенные П.Н. Литвиновым, показали, что среди подростков с ранним алкоголизмом 90,7% - рабочие низкой квалификации, 52% воспитывались без отца и 42% в семьях, где один из родителей - алкоголик, 89% начали работать до 17 лет и примерно в этот же период стали злоупотреблять алкоголем.

К факторам, способствующим ранней алкоголизации, причисляют также пренебрежительное отношение подростков к своим социальным и функциональным обязанностям, наличие у них «лишнего» времени, неумение содержательно проводить досуг.

Московские исследователи Н.Я. Копыт и Е.С. Скворцова нашли, что 75,7% подростков, злоупотребляющих алкоголем, учились плохо, 22,9% - посредственно и лишь 1,5% - чуть выше среднего уровня. У большей половины из них (68,8%) длительность досуга достигала 7-8 часов, в то время как у непьющих сверстников - не более 3,5 часа. Секции и кружки среди пьющих подростков посещало только 28%, выставки и театры - 5,8%, совсем не читало художественных книг - 19,3%, не участвовало в общественной работе - 97,9%.

Из факторов, способствующих пьянству, следует отметить плохо поставленное противоалкогольное воспитание в школе, ошибочное представление об истинных свойствах алкоголя, терпимость общественности к пьянству подростков, высокую оплачиваемость некоторых видов неквалифицированного труда, не стимулирующую подростка к профессиональному росту и образованию.

Особое значение среди факторов, способствующих формированию пьянства у подростков, имеет влияние окружающей микросреды и в первую очередь семьи. Это влияние нельзя рассматривать однозначно: хорошая непьющая семья - хорошее влияние; пьющая семья - плохое влияние. Нам не раз приходилось наблюдать подростков с тяжелыми формами алкоголизма, которые воспитывались в семьях трезвенников. И, наоборот, в семьях, где родители тяжело больны алкоголизмом, иногда растут совсем не пьющие дети.

Тем не менее, роль семьи, как первичного побудителя к пьянству, недооценивать нельзя. Наибольшее значение в этом плане имеют такие социальные факторы, как алкогольные традиции семьи, низкий культурный уровень и конфликтные взаимоотношения родителей, негативное отношение к образованию, игнорирование общественных интересов. В семьях алкоголиков, наряду с пьянством, обычно процветают разврат, тунеядство, стяжательство, скандалы. Дети здесь лишены внимания и контроля. Они предоставлены самим себе, часто пропускают школьные занятия, отстают в учебе, рано приобщаются к асоциальным группам. Иногда родители сами приучают детей к пьянству и асоциальному образу жизни.

Игорь К., 16 лет, учащийся ГПТУ. Отец работал на мясокомбинате, часто приходил домой пьяным, но, «чтобы мать не ворчала», всегда приносил с собой куски мяса, которые та продавала соседям. Кроме мяса, отец приносил бутылка-две «чернил» и, садясь ужинать, наливал себе, жене и сыну...

Игорь сначала не пил («тошнило»), но последние 2 года привык к вину, часто напивается в «компаниях», требует у матери денег на выпивку. Несколько месяцев тому назад на автомобильной стоянке у соседнего многоэтажного дома ночью с «Жигулей» снял два колеса и спрятал их в сарае своего дома. Признался в этом отцу. На следующий день отец привел домой своих «друзей», которым продал эти колеса, а сделку обмыл вместе с сыном.

Наблюдения показывают, что в семьях, где подросткам разрешено пить, алкоголизм у них формируется примерно в 10 раз чаще, чем там, где употребление спиртных напитков детьми считается недопустимым. Склонность к раннему систематическому употреблению спиртного у подростков, родители которых страдают алкоголизмом и пьянствуют на глазах у детей, в 5-6 раз выше, чем у подростков в семьях, ведущих трезвый образ жизни.

Проведенное нами изучение группы подростков, злоупотребляющих алкоголем, показало, что 64% из них жили в неполных семьях (у 46% не было отцов, у 10% - матерей и у 8% - обоих родителей), в 5% случаев матери и в 3% случаев оба родителя были лишены родительских прав. В подавляющем большинстве (86%) родители этих подростков злоупотребляли алкоголем, в 40% случаев имели судимость.

Важным фактором, способствующим формированию раннего алкоголизма, является вовлечение подростка в компанию сверстников, где процветает пьянство.

Подросткам свойственно почти инстинктивное влечение к группированию. Такие «неформальные» группы обычно имеют «свою территорию» (сарай, чердак) свое название («волки», «коты»), свои ритуалы, свои понятия о чести и долге. В группе, как правило, есть лидер, порядок в ней поддерживается строгой субординацией. В неформальной группе (в отличие от семьи и школы) подросток может выступать в различных ролях: обвиняемого и судьи, ученика и учителя, и в этом плане группа способствует психическому формированию подростка. Однако если такая группа не контролируется взрослыми (а так бывает чаще всего) и ведет асоциальный образ жизни, то она может стать основным регулятором поведения так называемых «трудных подростков», являясь «группой повышенного риска» формирования пьянства и алкоголизма.

Специальными исследованиями подобных «групп риска» установлено, что они отличаются от обычных подростковых групп целым рядом особенностей. Во-первых, эти группы держатся подчеркнуто обособленно от других подростковых групп и стремятся к полной самостоятельности. Во-вторых, внутри них вырабатываются специфические групповые нормы, ценности и способы поведения, ориентированные на групповое пьянство. В-третьих, между уровнем развития личности членов этих групп и групповыми нормами имеется тесная взаимосвязь: отдельные представители группы формируют и определяют групповые нормы и моральные ценности, а последние, в свою очередь, влияют на формирование личности членов группы И хотя такие подростковые группы складываются стихийно, их обычно составляют подростки, близкие по уровню развития, запросам и интересам.

Поэтому не случайно подростки из социально неблагополучных семей, склонные к злоупотреблению алкоголем, объединяются в компании с асоциальным уклоном.



ВНИМАНИЕ!!! Вся информация предоставляется исключительно с образовательной целью.
Наркотики вызывают зависимость, вредят здоровью и угрожают жизни!

 © 2007-2020 Наркотики.SU
 ссылки статьи контакты реклама

Энциклопедия наркотиков
все о наркотиках и лечении наркомании

Rambler's Top100  
Free Web Hosting