Основные факторы, способствующие формированию пьянства и алкоголизма у подростков
Социальные факторы
К ним относят питейные традиции народа, социальное положение
(состав семьи, образование, экономическая обеспеченность, профессия, образ
жизни и т. д.), национальную и религиозную принадлежность, обычаи и влияние
ближайшего окружения (семья, товарищи, компания). Социальные факторы,
способствующие развитию пьянства и алкоголизма, обычно совпадают.
Среди факторов, влияющих на формирование алкоголизма у подростков, на первом
месте стоят такие, как: 1) условия воспитания в семье; 2) низкий уровень
образования; 3) раннее вступление в самостоятельную жизнь; 4) раннее
употребление алкоголя; 5) влияние неформальной группы сверстников.
Исследования, проведенные П.Н. Литвиновым, показали, что среди подростков с
ранним алкоголизмом 90,7% - рабочие низкой квалификации, 52% воспитывались без
отца и 42% в семьях, где один из родителей - алкоголик, 89% начали работать до
17 лет и примерно в этот же период стали злоупотреблять алкоголем.
К факторам, способствующим ранней алкоголизации, причисляют также
пренебрежительное отношение подростков к своим социальным и функциональным
обязанностям, наличие у них «лишнего» времени, неумение содержательно проводить
досуг.
Московские исследователи Н.Я. Копыт и Е.С. Скворцова нашли, что 75,7% подростков, злоупотребляющих алкоголем, учились плохо,
22,9% - посредственно и лишь 1,5% - чуть выше среднего уровня. У большей половины из
них (68,8%) длительность досуга достигала 7-8 часов, в то время как у непьющих
сверстников - не более 3,5 часа. Секции и кружки среди пьющих подростков посещало
только 28%, выставки и театры - 5,8%, совсем не читало художественных книг - 19,3%,
не участвовало в общественной работе - 97,9%.
Из факторов, способствующих пьянству, следует отметить плохо поставленное
противоалкогольное воспитание в школе, ошибочное представление об истинных
свойствах алкоголя, терпимость общественности к пьянству подростков, высокую
оплачиваемость некоторых видов неквалифицированного труда, не стимулирующую
подростка к профессиональному росту и образованию.
Особое значение среди факторов, способствующих формированию пьянства у
подростков, имеет влияние окружающей микросреды и в первую очередь семьи. Это
влияние нельзя рассматривать однозначно: хорошая непьющая семья - хорошее влияние;
пьющая семья - плохое влияние. Нам не раз приходилось наблюдать подростков с
тяжелыми формами алкоголизма, которые воспитывались в семьях трезвенников. И,
наоборот, в семьях, где родители тяжело больны алкоголизмом, иногда растут
совсем не пьющие дети.
Тем не менее, роль семьи, как первичного побудителя к пьянству, недооценивать
нельзя. Наибольшее значение в этом плане имеют такие социальные факторы, как
алкогольные традиции семьи, низкий культурный уровень и конфликтные
взаимоотношения родителей, негативное отношение к образованию, игнорирование
общественных интересов. В семьях алкоголиков, наряду с пьянством, обычно
процветают разврат, тунеядство, стяжательство, скандалы. Дети здесь лишены
внимания и контроля. Они предоставлены самим себе, часто пропускают школьные занятия,
отстают в учебе, рано приобщаются к асоциальным группам. Иногда родители сами
приучают детей к пьянству и асоциальному образу жизни.
Игорь К., 16 лет, учащийся ГПТУ. Отец работал на мясокомбинате, часто приходил
домой пьяным, но, «чтобы мать не ворчала», всегда приносил с собой куски мяса,
которые та продавала соседям. Кроме мяса, отец приносил бутылка-две «чернил» и,
садясь ужинать, наливал себе, жене и сыну...
Игорь сначала не пил («тошнило»), но последние 2 года привык к вину, часто напивается
в «компаниях», требует у матери денег на выпивку. Несколько месяцев тому назад на
автомобильной стоянке у соседнего многоэтажного дома ночью с «Жигулей» снял два колеса
и спрятал их в сарае своего дома. Признался в этом отцу. На следующий день отец привел
домой своих «друзей», которым продал эти колеса, а сделку обмыл вместе с сыном.
Наблюдения показывают, что в семьях, где подросткам разрешено пить, алкоголизм у
них формируется примерно в 10 раз чаще, чем там, где употребление спиртных
напитков детьми считается недопустимым. Склонность к раннему систематическому
употреблению спиртного у подростков, родители которых страдают алкоголизмом и
пьянствуют на глазах у детей, в 5-6 раз выше, чем у подростков в семьях, ведущих
трезвый образ жизни.
Проведенное нами изучение группы подростков, злоупотребляющих алкоголем,
показало, что 64% из них жили в неполных семьях (у 46% не было отцов, у 10% -
матерей и у 8% - обоих родителей), в 5% случаев матери и в 3% случаев оба
родителя были лишены родительских прав. В подавляющем большинстве (86%)
родители этих подростков злоупотребляли алкоголем, в 40% случаев имели судимость.
Важным фактором, способствующим формированию раннего алкоголизма, является
вовлечение подростка в компанию сверстников, где процветает пьянство.
Подросткам свойственно почти инстинктивное влечение к группированию. Такие
«неформальные» группы обычно имеют «свою территорию» (сарай, чердак) свое
название («волки», «коты»), свои ритуалы, свои понятия о чести и долге. В
группе, как правило, есть лидер, порядок в ней поддерживается строгой
субординацией. В неформальной группе (в отличие от семьи и школы) подросток
может выступать в различных ролях: обвиняемого и судьи, ученика и учителя, и в
этом плане группа способствует психическому формированию подростка. Однако если
такая группа не контролируется взрослыми (а так бывает чаще всего) и ведет
асоциальный образ жизни, то она может стать основным регулятором поведения так
называемых «трудных подростков», являясь «группой повышенного риска»
формирования пьянства и алкоголизма.
Специальными исследованиями подобных «групп риска» установлено, что они
отличаются от обычных подростковых групп целым рядом особенностей. Во-первых,
эти группы держатся подчеркнуто обособленно от других подростковых групп и
стремятся к полной самостоятельности. Во-вторых, внутри них вырабатываются
специфические групповые нормы, ценности и способы поведения, ориентированные на
групповое пьянство. В-третьих, между уровнем развития личности членов этих групп
и групповыми нормами имеется тесная взаимосвязь: отдельные представители группы
формируют и определяют групповые нормы и моральные ценности, а последние, в свою
очередь, влияют на формирование личности членов группы И хотя такие подростковые
группы складываются стихийно, их обычно составляют подростки, близкие по уровню
развития, запросам и интересам.
Поэтому не случайно подростки из социально неблагополучных семей, склонные к
злоупотреблению алкоголем, объединяются в компании с асоциальным уклоном.
|