Предисловие
Отношение к наркотической зависимости постоянно меняется, так сильно, что об
этом можно говорить как о модной теме. 15 лет назад прием наркотиков практически
стал культом. Пророки вроде Тимоти Лири говорили о «расширении сознания», а
молодежь всех сословий следовала за наркоапостолами, такими как Пьер Пайперс из
Хамелина. Я вспоминаю интервью с молодой парой, принимающей наркотики. Когда
обсуждались возможные вредные последствия приема наркотиков, это казалось им
совершенно непонятным. Хорошее может привести только к хорошему результату.
Наркотическая эйфория - это нечто изумительное, так что было бы против закона
природы, если бы это чудо приводило к пагубным последствиям.
Интеллектуалы, которые сначала с энтузиазмом принимали участие в наркотическом
культе, постепенно стали сознавать трагические результаты злоупотребления
наркотиками. Но люди не сразу отказались от того, что я называю почти
«благоговением перед наркоманами». Повсюду распространилось некое почтение к
наркотикам. Люди видели в наркоманах беспомощных жертв жестокого общества,
чувствительных особ, страдающих за нас, ведь мы из-за нашей нечувствительности
едва ли осознаем распространяющуюся повсюду болезнь общества. Сегодня интерес к
наркозависимости, культ наркотиков, а также благоговение перед наркоманами как
жертвами жестокого общества, поубавились. Что же осталось? Тысячи молодых людей,
не способных бросить наркотики, заканчивающие свою жизнь как жалкие бродяги на
улице, вызывающие у прохожих чувство вины, жалость и ужас.
Психиатры, психологи, социальные работники, а также в не меньшей степени полиция
ломают руки в ежедневном отчаянии по поводу этих явно сгорающих молодых людей.
Молодой человек, оцепенелый от наркотиков, пассивный, с единственным интересом
раздобыть как можно быстрее очередную дозу, представляет собой абсолютно
удручающее зрелище. Так где же этот эффект расширенного сознания? Действительно
ли они являются жертвами жестокого общества?
Луиджи Зойя помогает нам понять это явление во всех его противоречиях. Он
рассматривает наркозависимость в более культурном контексте, но при этом не
использует слишком высокий стиль и не впадает в сентиментальность.
Он пытается понять проблему наркомании в связи с процессом инициацией, особенно
с отсутствием ее ритуалов. С одной стороны, ритуалы вступления в общество
несомненно важны, с другой стороны, ритуалы, способные удовлетворить эти наши
психологические потребности, сегодня в большинстве своём утрачены. И все же в
какой-то степени следы этих ритуалов все еще есть вокруг нас. Подтверждение тому
- праздники католической и протестантской церквей, а во многих странах воинская
служба все еще рассматривается как посвящение в общество. Но все это лишь
отголоски инициации. Очень многие молодые люди не переживают ничего такого, что
бы хоть отдаленно напоминало посвящение, ритуал вступления в большее общество с
его мирскими и религиозными идеями. Свою книгу Луиджи Зойя написал не для того,
чтобы подчеркнуть значимость ритуалов инициации. Гораздо важнее для него понять
наркоманию, он очень тонко показывает, как наркоман в своей зависимости ищет
инициации.
Я считаю, что эта книга представляет собой большую ценность для всех, кто
вынужден иметь дело с наркоманами. Общаясь с разрушенными тяжелыми наркоманами,
всегда существует опасность самому упасть духом, даже начать их презирать,
забывая об очень сложных психологических изменениях, происходящих с ними.
Культурная экзальтация, благоговение перед наркоманами 15 лет назад были не во
всем беспочвенны, по крайней мере не более, чем сегодняшнее критическое и
осуждающее отношение к ним.
Жертвы наркомании, наркоманы, ничем не отличаются от всех беспомощных,
слабовольных граждан, это самые обычные люди, страдающие в неблагополучном
современном обществе, гибнущие в нем. Нужно постоянно иметь в виду сложность
понимания наркомании и полностью осознавать, с одной стороны, страдания и
беспомощность этих людей, а с другой стороны, глубинное стремление этих
несчастных в эксцентричной и почти извращенной манере к инициации, к постижению
тайны жизни.
Зойя, как никто другой, способен понять наркозависимость. Он работал в клинике
интенсивной терапии с наркоманами. Таким образом, у него есть практический опыт.
К тому же, он глубинный психолог, психоаналитик юнгианской школы. Он в состоянии
распознать и серьезно воспринять более глубокие мотивации и неудовлетворенные
потребности наркоманов.
Достаточно странно, что под «наркотиками» обычно понимают только особый тип
интоксикации, но только не алкоголь, хотя алкоголь - тоже наркотик, а алкоголик
страдает патологической зависимостью.
В своей книге Луиджи Зойя рассматривает наркозависимость в самом широком смысле,
включая алкоголизм. Любое вещество, вызывающее психические изменения, может быть
рассмотрено как наркотик, ведущий к зависимости, будь то сильный или слабый
наркотик: гашиш, ЛСД, героин, алкоголь или другие психотропные вещества.
Сегодня существует большая опасность понимания наркозависимости (рассматриваемой
здесь в широком смысле) только как индивидуальной психопатологии, основанной в
конечном счете на патогенетической истории семьи.
В отличие от отношения к наркоманам 15 лет назад, общественное мнение слишком
изменилось в противоположную сторону. Более глубинные культурные аспекты
интересуют лишь некоторых психиатров и психологов. Зойя интересуется проблемой
наркозависимости не из-за кратковременного увлечения модной темой, он описывает
более широкий и пока менее исследованный аспект данного явления.
Его книга - это выражение глубокой заботы о большой группе страдающих людей,
нуждающихся в нашем понимании и помощи.
Адольф Гуггенбюль-Крейг 1989 г.
|