Оборот наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов всегда
находился под усиленным вниманием со стороны государства, при этом к законному обороту применялись усиленные меры
государственного регулирования, а к незаконному -
меры противодействия, борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
Государственные меры противодействия незаконному обороту наркотиков включают
в себя в первую очередь установление административной и уголовной
ответственности за нарушение соответствующих правил, а государственное
регулирование законного оборота - соответствующие регуляторные механизмы и
процедуры.
Необходимость контроля со стороны государства очевидна, однако законом
должны быть четко определены его пределы, и предпочтение должно отдаваться
мерам правового, а не полицейского характера. Тем более, что государственное
регулирование оборота наркотических средств связано с ограничением прав
человека, что может иметь место только на основании закона, в строго
очерченных пределах. Согласно ст. 64 Конституции Украины конституционные
права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме
случаев, установленных Основным Законом Украины.
Институт контроля за оборотом наркотиков имеет древнюю историю: еще в
дохристианский, языческий период Киевской Руси контроль за оборотом
наркотиков осуществлялся волхвами. Сущность контроля со стороны института
волхвов заключалась в том, чтобы в общинах люди не злоупотребляли этими
средствами, а использовали их строго в лечебных целях под надзором ведунов.
По оценкам специалистов, таких препаратов, получаемых из различных трав,
мхов, ягод, грибов и др., волхвам и ведунам было известно свыше ста
наименований. Меры контроля носили зачастую карательный характер,
распространяясь в том числе и на табак, чай, кофе и пр. Так во второй
половине XVII ст. царь Алексей Михайлович велел рвать ноздри нюхальщикам
табака и губы кладущим за губу.
К числу достижений национального законодателя относят то обстоятельство,
что Украина первой из стран СНГ согласовала внутреннее законодательство в
сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и
прекурсоров с требованиями соответствующих конвенций ООН [1], что нашло свое
отражение в принятии соответствующих законов. Приоритетным направлением
международного сотрудничества в данной сфере определено заключение
двусторонних и многосторонних договоров о правовой помощи, которых на
сегодняшний день - более 60. Целевые соглашения и протоколы подписаны со
всеми станами СНГ, Австрией, Польшей, Венгрией, Германией, Румынией,
Словакией [2]. На этом достаточно благоприятном фоне отметим очевидные
недостатки системы государственного контроля за оборотом наркотических
средств, психотропных веществ и прекурсоров, ее несогласованность и
внутреннюю противоречивость, особенно в местах соприкосновения с правовым
регулированием фармацевтической деятельности.
В соответствии с действующим законодательством Украины, к числу основных
мер государственного регулирования законного оборота наркотических средств и
психотропных веществ, установленных законодательством Украины, следует
отнести:
- установление специального объекта регулирования
- исчерпывающего перечня наркотических средств, психотропных веществ и
прекурсоров, оборот которых требует специального регулирования и
контроля;
- определение специального субъекта, наделенного
правом осуществления хозяйственной деятельности в данной сфере;
- введение усложненной процедуры (получение согласования МВД Украины и
пр.) лицензирования1;
- необходимость получения сертификатов для экспортно-импортных операций с
подконтрольными объектами.
Указанные и некоторые другие меры в совокупности образуют государственный
механизм регулирования оборота наркотических средств, психотропных веществ и
прекурсоров.
Объектом государственного регулирования является деятельность, связанная с
оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Тем самым
существует необходимость четкого определения исчерпывающего перечня веществ,
отнесенных к упомянутым группам. В настоящее время в Украине действует целый
ряд перечней наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и
соответствующих лекарственных препаратов, имеющих различную сферу применения
и утвержденных различными органами. К ним, в частности, относятся:
- Перечень наркотических средств, психотропных веществ их аналогов и
прекурсоров, подлежащих специальному контролю в соответствии с
законодательством Украины, утвержденный Приказом Комитета по контролю за
наркотиками при МЗ Украины от 23 марта 1998 г. № 7, зарегистрированным в
Министерстве юстиции Украины 23 июня 1998 г. под № 390/2830.
- Перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, с
оборотом которых связана деятельность, подлежащая лицензированию,
утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 10 мая 1999 г.
№ 786.
- Перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров,
утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 6 мая 2000 г. №
770.
Все указанные перечни являются действующими, построены по различным,
иногда взаимоисключающим, критериям, составлены в соответствии с различными
законодательными актами, действовавшими на момент их принятия, поэтому их
практическое применение вызывает определенные трудности. Очевидно устаревшим
является Перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров,
с оборотом которых связана деятельность, подлежащая лицензированию,
утвержденный до вступления Закона Украины от 1 июня 2000 г. «О лицензировании
определенных видов хозяйственной деятельности», который не наделяет Кабинет
Министров Украины правом утверждения подобного вида перечней.
В отдельных случаях перечни соответствующих лекарственных средств
формируются с нарушением установленного законодательством порядка. Так,
Приказом Комитета по контролю за наркотиками от 16 февраля 2001 г. № 8 был
утвержден Перечень комбинированных лекарственных средств, содержащих
наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, которые
контролируются в сфере ввоза в Украину и вывоза из Украины. Данный приказ в
Министерстве юстиции не был зарегистрирован (хотя подлежал обязательной
регистрации), правом утверждать подобные перечни в соответствии с законами
Украины Комитет наделен не был. Издание такого перечня нельзя признать
правомерным. Как представляется, все названные перечни должны быть
унифицированы в один, составленный в соответствии с требованиями законов
Украины и международных конвенций, в частности Единой конвенции о
наркотических средствах 1961 г., Венской конвенции о психотропных веществах
1971 г. Таким требованиям в целом отвечает Перечень наркотических средств,
психотропных веществ и прекурсоров, утвержденный Постановлением Кабинета
Министров Украины от 6 мая 2000 г. № 770. Вместе с тем, он нуждается в
совершенствовании по двум направлениям. Во-первых,
вопрос о необходимости исключения прекурсоров из данного перечня. Прекурсоры,
именуемые веществами, часто используемыми при изготовлении наркотических
средств и психотропных веществ, упоминаются в Конвенции о борьбе против
незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.
Однако разработка конкретных мер контроля возложена на национальные
правительства. Такие меры могут предусматривать исключение прекурсоров из
сферы оборота, по крайней мере, частично. Во-вторых,
учитывая, что подконтрольные вещества, как правило, используются в
фармацевтической промышленности и здравоохранении в виде лекарственных
препаратов, данному перечню должен корреспондировать перечень
наркотических/психотропных лекарственных средств, зарегистрированных в
Украине. В соответствии со ст. 5 Закона Украины «Об обороте в Украине
наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров», к
препаратам, содержащим наркотические или психотропные вещества, применяются
те же меры контроля, что и к наркотическим, психотропным веществам, в них
содержащимся. Данное правило требует уточнения с учетом того, что
соответствующее вещество контролируется в зависимости не только от его
содержания, но и от количества вещества.2
Не находит разрешения на законодательном уровне и вопрос о деятельности
субъектов различных форм собственности в сфере оборота наркотических
средств, психотропных веществ и прекурсоров. Закон Украины «Об обороте
наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров»
допускает деятельность негосударственных предприятий в данной сфере лишь в
отношении отдельных видов наркотических средств (ст. 6 закона). Вместе с тем,
учитывая единство требований к осуществлению данных видов деятельности для
всех хозяйствующих субъектов, единство форм и методов контроля, целесообразно
рассмотреть вопрос о допуске предприятий всех форм собственности для
осуществления деятельности в данной сфере. Некоторые ограничения не вполне
обоснованны. Так, в соответствии с Порядком осуществления деятельности,
связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и
прекурсоров в лечебно-профилактических учреждениях, утвержденным
Постановлением Кабинета Министров Украины от 7 февраля 2001 г. № 106,
деятельность, связанная с оборотом некоторых психотропных веществ (Список № 2
«Психотропные вещества, оборот которых ограничен и в отношении которых
допускаются исключения некоторых мер контроля Таблицы III Перечня
наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров», утвержденного
Постановлением КМ Украины от 6 мая 2000 г. № 770), в который включены
нитразепам, феназепам, фенобарбитал и пр., осуществляется ими с единственным
исключением - без права розничной реализации
гражданам. Розничная реализация данных препаратов осуществляется
исключительно через государственные и коммунальные аптечные учреждения при
наличии у них лицензии на данный вид деятельности. Введение такого
ограничения представляется нам необоснованным.
Закон Украины «Об обороте наркотических средств, психотропных веществ, их
аналогов и прекурсоров» (в ред. от 8 июля 1999 г.) употребляет термин «аналоги наркотических средств и психотропных веществ» -
запрещенные к обороту в Украине вещества естественного или синтетического
происхождения, не включенные в Перечень, химическая структура и свойства
которых подобны химической структуре и свойствам
наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых
эти вещества воспроизводят. Понятие «аналога» в законе полностью совпадает с
положением Федерального Закона РФ от 8 января 1998 г. «О наркотических
средствах и психотропных веществах».
В России такая формулировка законодателя была подвергнута убедительной
критике. Определение термина «аналоги» дается недостаточно четко. Более того,
в приводимой редакции оно может привести к ошибочному отнесению к числу
наркотических или психотропных средств (веществ) некоторых объектов, таковыми
не являющихся, на том лишь основании, что специалист или эксперт будет
считать, что их «химическая структура и свойства... сходны с химической
структурой и со свойствами наркотических средств, психоактивное действие
которых они воспроизводят». Целесообразно было бы термин «аналоги» вообще
исключить из закона. (Из отзыва на закон, подготовленного для Независимого
экспертно-правового совета) [3]. Более того, запрещая к обороту целую группу
веществ и препаратов, не внесенных в перечни, законодатель не указывает
степени сходства и подобия их химической структуры и свойств с
подконтрольными, что позволяет включать в группу аналогов и некоторые
продукты питания, например, фруктовые йогурты, чай, кофе.
Достаточно сложным вопросом является механизм лицензирования хозяйственной
деятельности в данной сфере. Основополагающими здесь являются два
законодательных акта:
- Закон Украины «Об обороте наркотических средств, психотропных веществ,
их аналогов и прекурсоров» (в ред. от 8 июля 1999 г.).
- Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной
деятельности» от 1 июня 2000 г.
При решении вопроса о соотношении данных законов возникает определенное
противоречие. С одной стороны, законы и другие нормативные акты действуют в
части, не противоречащей закону о лицензировании (п. 2 ст. 24 данного
закона), в том числе и Закон «Об обороте наркотических средств, психотропных
веществ, их аналогов и прекурсоров», а с другой - деятельность, связанная с
оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и
прекурсоров, осуществляется в соответствии с Законом «Об обороте
наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров» (п. 5
ст. 24 Закона о лицензировании). То есть в настоящее время нормы данных
законов соотносятся как «общие» и «специальные» нормы. Однако, учитывая
необходимость следования общим началам регуляторной политики в сфере
предпринимательства, в русле которой и принят Закон о лицензировании,
государственное регулирование в области лицензирования должно быть единым.
Поэтому существует необходимость внесения соответствующих изменений в Закон
«Об обороте наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и
прекурсоров». «Двойное» законодательное регулирование приводит к противоречию
в подзаконных актах. Приказом Государственного комитета по вопросам
регуляторной политики и предпринимательства и Минздрава Украины от 20 февраля
2001 года № 39/66, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 13 марта
2001 г. под № 224/5415 утверждены Лицензионные условия осуществления
хозяйственной деятельности по разработке, производству, изготовлению,
хранению, перевозке, приобретению, пересылке, ввозу, вывозу, отпуску,
уничтожению наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
Правомерность издания данного документа вызывает большие сомнения, поскольку
хотя и обоснована ст. 8 Закона о лицензировании, однако согласно ст. 6 Закона
«Об обороте наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и
прекурсоров» порядок выдачи лицензий устанавливается Кабинетом Министров
Украины. Существует мнение, что Лицензионные условия и
Порядок выдачи лицензии являются двумя совершенно различными
документами. Однако такая позиция безосновательна. Лицензионные условия
содержат не только собственно условия и требования, предъявляемые к
соискателю лицензии, но и требования к подаваемым документам, процедуру их
принятия и рассмотрения органом лицензирования, вынесения по заявлению
решения, то есть по существу включают в себя порядок выдачи лицензии, который
должен утверждаться Кабинетом Министров Украины. Следует сказать, что еще в
2001 г. приказом МЗ Украины были образованы рабочие группы по вопросам
пересмотра всех лицензионных условий [4], в том числе и Приказа от 20 февраля
2001 г. № 39/66. Однако это ни в коей мере не помешало данному документу
действовать в прежней редакции вплоть до настоящего времени.
Приведем еще один пример. В соответствии со ст. 6 Закона «Об обороте
наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров»
лицензии на деятельность в данной сфере выдаются по согласованию с
Министерством внутренних дел Украины, если иное не предусмотрено данным
законом. Это нашло свое отражение в п. 1.16 Лицензионных условий, упоминающем
о наличии согласования МВД Украины на деятельность, связанную с оборотом
наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, выдаваемого по
результатам проверки отсутствия неснятой или непогашенной судимости за
наркопреступления у работников, допущенных к работе с наркотическими
средствами, других данных о причастности к их незаконному обороту, а также
обеспечения условий для осуществления надлежащей охраны хозяйствующих
субъектов и их продукции. Об этом же говорится и в п. 45 Перечня документов,
которые прилагаются к заявлению о выдаче лицензии для определенного вида
деятельности (утвержден Постановлением КМУ от 4 июля 2001 г. № 756, с
последующими изменениями и дополнениями), согласно которому заявитель,
обращаясь за получением лицензии, должен предоставить справку МВД Украины о
согласовании выдачи лицензии соответствующему субъекту.3
Отметим, что необходимость получения такого согласования не предусмотрена
Законом о лицензировании, порядок его выдачи нормативно-правовыми актами не
определен. Единственным документом, регламентирующим порядок выдачи
согласования, является письмо Управления по борьбе с незаконным оборотом
наркотиков МВД Украины от 19 июля 2001 г. № 40/1–1066 и его обновленный
вариант - письмо Департамента по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД
Украины от 22 августа 2004 г. № 40/2-1447. Естественно, что данные письма
нормативно-правовыми актами не являются, в Министерстве юстиции Украины не
зарегистрированы. Кроме того, согласно ст. 1 Закона Украины от 11 сентября
2003 г. «Об основах государственной регуляторной политики в сфере
хозяйственной деятельности» данные письма являются регуляторными актами и на
них распространяются установленные данным законом требования к подготовке,
принятию, опубликованию, пересмотру, отслеживанию результативности
регуляторных актов. Согласно ст. 21 закона проекты регуляторных актов
подлежат согласованию со специально уполномоченным органом - Государственным
комитетом Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства.
Тем самым правомерность требования получения согласования МВД Украины на
получение лицензии вызывает большие сомнения. Законодательством должен быть
определен как порядок получения такого согласования, так и порядок
осуществления контроля за соблюдением лицензиатами соответствующих требований
со стороны органов внутренних дел. Существующий Порядок контроля за
соблюдением лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности в
сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров,
утвержденный Приказом Государственного комитета по вопросам регуляторной
политики и предпринимательства и МЗ Украины от 27 января 2004 г. № 04/42,
касается лишь проверок проводимых органами лицензирования. Следует также
обратить внимание, что Постановлением КМ Украины от 18 августа 2005 г. № 750
функции органа лицензирования хозяйственной деятельности в сфере оборота
наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров возложены на
Комитет по контролю за наркотиками, раннее эти функции выполняла
Государственная служба лекарственных средств и изделий медицинского
назначения. Хотелось бы высказать предположение, что изменение органа
лицензирования положительно скажется на всем механизме государственного
регулирования и оперативности принятия и изменения нормативно-правовых актов,
действующих в данной сфере.
С целью совершенствования механизма лицензирования должны быть внесены
следующие изменения в законодательные акты, предусматривающие:
I. Исключение прекурсоров из сферы лицензирования, что предусмотрено в
законодательстве Российской Федерации (табл.).
|
Федеральный закон РФ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О
лицензировании отдельных видов деятельности» |
Закон Украины от 1 июня 2000 г. «О лицензировании
определенных видов хозяйственной деятельности» |
Лицензируемый вид деятельности |
Деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и
психотропных веществ (разработка, производство, изготовление,
перевозка, отпуск, реализация, приобретение, использование,
уничтожение), внесенных в Список II в соответствии с
Федеральным законом «О наркотических средствах и
психотропных веществах» |
Разработка, производство, изготовление, хранение,
перевозка, приобретение, пересылка, ввоз, вывоз, отпуск,
уничтожение наркотических веществ и прекурсоров |
|
Что касается прекурсоров, то из них наиболее известным фармацевтической
практике является калия перманганат. Как указано в Постановлении КМ Украины
от 6 мая 2000 г. № 770, данное вещество относится к списку № 2 Таблицы IV
Перечня, а деятельность, связанную с его оборотом могут осуществлять субъекты
всех форм собственности при наличии у них лицензии на данный вид деятельности
(имеется ввиду деятельность в сфере оборота прекурсоров). В Перечне
лекарственных средств, разрешенных к применению в Украине, которые
отпускаются без рецептов из аптек и их структурных подразделений (Приказ МЗ
Украины от 2 сентября 2005 г. № 441), калия перманганат не указан, хотя
подлежит отпуску без рецепта. Порядком отпуска лекарственных средств и
изделий медицинского назначения из аптек и их структурных подразделений
(утвержден Приказом МЗ от 19 июля 2005 г. № 360, в настоящее время в силу не
вступил) предусмотрен отпуск перманганата калия только в расфасованном в
потребительскую упаковку виде, 3–5 г на один отпуск. «Сюрприз» преподнес
Приказ МЗ Украины от 27 сентября 2005 г. № 495 [5], которым утвержден
минимальный обязательный перечень ассортимента лекарственных средств и
изделий медицинского назначения для фельдшерско-акушерских пунктов. Согласно
данному документу, в ассортименте ФАПов должен в обязательном порядке
содержаться калия перманганат. Из этого следует, что для выполнения
требований приказа все ФАПы (или лечебно-профилактические учреждения,
структурными подразделениями которых они являются) должны получить лицензию
на деятельность в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и
прекурсоров, причем из этого правила не предусмотрено никаких исключений, что
нельзя признать оправданным.4
II. Нормативная регламентация порядка получения согласования МВД на данный
вид деятельности или отмена данной процедуры.
III. Решение вопроса о допуске предприятий всех форм собственности и
негосударственных учреждений здравоохранения в сферу оборота наркотических
средств и психотропных веществ.
1 Процедура лицензирования
хозяйственной деятельности в сфере оборота наркотических средств,
психотропных веществ и прекурсоров существенно отличается от процедуры
получения лицензии на другие виды хозяйственной деятельности, установленные
Законом Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной
деятельности», в первую очередь, наличием дополнительного «предлицензионного»
этапа - получения согласования МВД Украины, поэтому мы называем ее
усложненным лицензированием.
2 Отчасти решению данного вопроса
посвящен Приказ МЗ Украины от 14 мая 2003 г. № 210, которым утверждены
Критерии отнесения наркотических (психотропных) лекарственных средств,
содержащих малые количества наркотических (психотропных) веществ, прекурсоров
к категории безрецептурных.
3 Согласно законодательным актам РФ
соискатель лицензии обязан подать лицензирующему органу помимо прочих
документов также заключение органов по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ об отсутствии у работников, имеющих в силу
своих служебных обязанностей доступ к наркотическим средствам и психотропным
веществам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней
тяжести, тяжкое преступление или особо тяжкое преступление либо за
преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и
психотропных веществ, в том числе совершенное вне пределов Российской
Федерации, а также о том, что указанным работникам не предъявлено обвинение в
совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических
средств и психотропных веществ; заключение органов по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ о соответствии установленным
требованиям объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная
с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Постановление
Правительства РФ от 21 июня 2002 г. № 454 «О лицензировании деятельности,
связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ», в ред.
Постановления от 6 февраля 2004 г. № 51).
4 С учетом необходимости
медикаментозного обеспечения населения сельских населенных пунктов, где
преимущественно и функционируют ФАПы, следует ставить вопрос о дополнении
Постановления Кабинета Министров Украины от 19 января 1998 г. № 40 «Об
утверждении нормативов минимального обеспечения населения государственными и
коммунальными учреждениями здравоохранения, которые осуществляют реализацию
лекарственных средств» в части утверждения минимальных нормативов обеспечения
населения учреждениями здравоохранения, имеющими право осуществлять
деятельность в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и
прекурсоров.
Литература
- Пшеничний В.Г. Міжнародне співробітництво у сфері боротьби з незаконним обігом наркотичних засобів і психотропних речовин // Вісник Верховного Суду України. - 2005. - №8. - С.33–37.
- Боротьба з незаконним наркобізнесом в Україні. Зб. нормативн. док.: у 3-х ч. / Відп. ред. В.Д. Сущенко. -К., 2001. - Ч.3. - C.184.
- Л. Левинсон. О Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» // http://hro.org/
- Наказ МОЗ України від 23 липня 2001 р. №301 «Про заходи щодо приведення спільних Наказів МОЗ та Держпідприємництва від 12.01.2001 №3/8, від 16.02.2001 № 38/6, від 20.02.2001 № 39/66 у відповідність до Постанови Кабінету Міністрів України від 04.07.2001 № 756».
- Провизор (Юридические аспекты фармации). - 22’2005. - С. 6.
Автор статьи: Печеный О.П.
Источник: http://www.provisor.com.ua/archive/2005/N23/art_09.htm.
Публикации по теме:
· Перечень наркотических средств
· Этническая специфика контрабанды наркотиков в Россию: мифы и реальность
· Контрабанда наркотиков
· Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах"
· Закон України "Про наркотичні засоби, психотропні речовини і прекурсори"
|