Мир богов возник не только для исполнения космического закона, но и для того,
чтобы передать какие-то основные принципы или платонические идеи. Он также
призван отобразить великое разнообразие и пестроту образов и событий, с которыми
человек встречается на земле. По своему внешнему виду мир богов эстетичен, по
своим проявлениям он чувственен. Таким образом, он соединяет реальное и
духовное, мистическое и материальное, душу и окружающий мир. В истории индийских
религий эта комбинация наиболее ярко выражена в тантризме, который также ищет
гармонии между материей и духом.
Тантризм, как говорят его последователи, восполняет разрыв между физической
реальностью и внутренним миром, для него нет противоречия между органическим и
порожденным духом. Слово "тантризм" происходит от санскритского корня "тан" -
расширение, это метод дальнейшего развития человеческого сознания, пробуждения
дремлющих в человеке духовных сил, привлечении их к выполнению реальных задач.
Эротика и психоделитические растения - вот два столпа, на которых строится во
всех странах мир богов. Оба элемента мы встречаем в мифологии любого народа.
Лишь в материалистическом мире Запада они приобрели апокрифический смысл, в
частности в XIX в. в кругах богемы, и только в 60-х гг. нашего века эта
комбинация основных элементов оказалась открытой заново. Человека, которому
принадлежит заслуга открытия связи между
тантризмом и сознательным использованием наркотических средств, зовут Тимоти
Лири.
Здесь уместно еще раз вспомнить, что именно тантристы сделали попытку сгладить
противоречие между внешним (физическим) и внутренним (духовным) миром.
Соответственно и при интерпретации мифов существуют два подхода:
психологический, особенно у Юнга и Керени, и исторический, где уместно прежде
всего назвать имя Ранке-Гравеса. Психологи усматривают в мифологии первопричины
человеческой души, самые первичные формы и нормы жизни. Психологический мир
человека рождается из мифа. "Это схема на все времена, духовная формула, которая
черпает свои типические черты из подсознания и переводит их на язык, практической
жизни" (Томас Манн). Таким образом, миф представляет собой архетипический
внеличностный резервуар образов, из которого душа человеческая черпает фигуры и
события.
В тантризме мы находим также идею использования лекарственных веществ,
расширяющих возможности сознания и облегчающих путь к различным чакрам. Уоссон
попытался доказать, что знаменитый божественный напиток индийцев - солш -
получали из экстракта мухомора (amanita muscaria). Тантристы использовали во
время определенных ритуалов вещества, расширяющие возможности сознания. Они пили
"бхариг" - смесь, которую готовят из листьев конопли, либо курили "ганжу" -
другое наркотическое средство, либо втирали в кожу золу сожженных наркотических
трав.
Греческая мифология, особенно в ее различных мистериях, также изобилует
волшебными напитками и ведьмиными котлами. Ученый Ранке-Гравес предполагает, что
мухомор жевали и козлоногие сатиры, и люди-лошади (кентавры). При этом у них
возникали галлюцинации, они приобретали дар пророчества, увеличивалась мышечная
сила и сексуальная потенция. На раме одного этрусского зеркала мухомор изображен
у ног Иксиона, который был фессалийским героем, вкушавшем амброзию в обществе богов. На аттической вазе, изображающей кентавра Несса,
также можно увидеть небольшой тонкий гриб, который растет на коровьем навозе.
Боги, которые питались, собственно говоря, только нектаром и амброзией, осудили
на вечный голод царя Тантала именно за то, что он нарушил табу и раздавал
амброзию смертным.
В книге, вышедшей в 1960 г., Роберт фон Ранке-Гравес высказал предположение, что
амброзия - таинственный элемент орфических, элевзинских и других мистерий,
связанных с Дионисом. При этом все участники культа должны были хранить в
строжайшей тайне, что они принимали в пищу. Перед их взором открывались
незабываемые видения, казалось, им открывается бессмертие. Предположение
Ранке-Гравеса подтверждено теперь детальным исследованием культа Деметры.
Полагается, что во время мистерий, связанных с Деметрой, использовали спорынью,
содержащую ЛСД.
Исследователь древности Монье, занимавшийся мифами швейцарской и французской
Бургундии, собрал большое количество изображений и преданий о ведьмах. Особое
место в этих преданиях занимают растения семейства пасленовых - "дающие ночную
тень", прежде всего альраун (корень мандрагоры), белена,
дурман, красавка (беладонна).
Дурман и в Индии был символом культа Шивы, а его прекрасные белые соцветия -
символом познания. Во многих рукописях утверждается, что растения ночной тени
принесли мигрировавшие из стран Востока кочевники.
Возможно, и в самом деле каждая новая культурная волна с Востока заново оживляла
интерес европейских народов к растительному миру. Ведь городская цивилизация
отчуждает человека от Природы, и только благодаря новой волне эмиграции, новым
людям, носителям живых знаний, горожане восстанавливали утраченные связи с
Природой.
Поляк Станислав Пршебышевский, который активно интересовался соответствующими
народными преданиями, писал в 1897 г. о возникновении "ведьминого шабаша" в
средневековье: "Евреи и арабы популяризировали колдовство. Они научили готовить
мази и фильтры. Цыгане же принесли в Европу обращение с пасленовыми, которые
дурманят сознание". Этот же писатель констатирует: "Рецепты ведьмовских мазей
средневековья можно встретить на каждом шагу". Он приводит рецепты Парацельса и
Иоганна Вира, ученика Агриппы Неттесгеймского. В обоих случаях основной эффект
получен за счет добавления пасленовых как компонентов мази.
В Германии многие исследователи собирали сведения о средневековых колдуньях.
Назовем, для примера, ученых XIX в. Хорста и Кизеветтера. Они пытались, частично
и с большой осторожностью, проверить действие этих рецептов. В частности,
Кизеветтер проверил на себе действие мази, изготовленной с добавлением растений
семейства пасленовых. Ему привиделось, что он летает по спирали, как будто его
подхватил смерч.
Густав Шенк, занимавшийся пасленовыми растениями, которые использовали ведьмы,
полагал, что человеческий дух в состоянии экстаза способен пробуждать
воспоминания, чувствования, которые живут в глубине нашего подсознания еще со
времен животных предков: "Дарования, свойства, физические и психические черты
бесчисленных поколений длинной цепи живых существ, которые населяли до нас
планеты, - все это наследие мы несем в себе".
Пасленовые (очень важный компонент лекарственных составов во все времена!) даже
после всех процессов над ведьмами остаются символом глубокого знания природы.
Цыганки из Карпат и Восточной Украины, знатоки трав и корений, говаривали: "Кто
не понимает, тот видит опасность и тьму, а тот, кто знает, кого обучали предки,
тот находит счастье и здоровье".
Источник: Прусс М. С., Кельин Л.Л., Мучник Ю.Л., Володин В.М. - Как избавиться от наркотической зависимости. – Москва. 2002.
|