| Мир богов возник не только для исполнения космического закона, но и для того, 
чтобы передать какие-то основные принципы или платонические идеи. Он также 
призван отобразить великое разнообразие и пестроту образов и событий, с которыми 
человек встречается на земле. По своему внешнему виду мир богов эстетичен, по 
своим проявлениям он чувственен. Таким образом, он соединяет реальное и 
духовное, мистическое и материальное, душу и окружающий мир. В истории индийских 
религий эта комбинация наиболее ярко выражена в тантризме, который также ищет 
гармонии между материей и духом.
 
Тантризм, как говорят его последователи, восполняет разрыв между физической 
реальностью и внутренним миром, для него нет противоречия между органическим и 
порожденным духом. Слово "тантризм" происходит от санскритского корня "тан" - 
расширение, это метод дальнейшего развития человеческого сознания, пробуждения 
дремлющих в человеке духовных сил, привлечении их к выполнению реальных задач. 
Эротика и психоделитические растения - вот два столпа, на которых строится во 
всех странах мир богов. Оба элемента мы встречаем в мифологии любого народа. 
Лишь в материалистическом мире Запада они приобрели апокрифический смысл, в 
частности в XIX в. в кругах богемы, и только в 60-х гг. нашего века эта 
комбинация основных элементов оказалась открытой заново. Человека, которому 
принадлежит заслуга открытия связи между
тантризмом и сознательным использованием наркотических средств, зовут Тимоти 
Лири. 
Здесь уместно еще раз вспомнить, что именно тантристы сделали попытку сгладить 
противоречие между внешним (физическим) и внутренним (духовным) миром. 
Соответственно и при интерпретации мифов существуют два подхода: 
психологический, особенно у Юнга и Керени, и исторический, где уместно прежде 
всего назвать имя Ранке-Гравеса. Психологи усматривают в мифологии первопричины 
человеческой души, самые первичные формы и нормы жизни. Психологический мир 
человека рождается из мифа. "Это схема на все времена, духовная формула, которая 
черпает свои типические черты из подсознания и переводит их на язык, практической 
жизни" (Томас Манн). Таким образом, миф представляет собой архетипический 
внеличностный резервуар образов, из которого душа человеческая черпает фигуры и 
события. 
В тантризме мы находим также идею использования лекарственных веществ, 
расширяющих возможности сознания и облегчающих путь к различным чакрам. Уоссон 
попытался доказать, что знаменитый божественный напиток индийцев - солш - 
получали из экстракта мухомора (amanita muscaria). Тантристы использовали во 
время определенных ритуалов вещества, расширяющие возможности сознания. Они пили 
"бхариг" - смесь, которую готовят из листьев конопли, либо курили "ганжу" - 
другое наркотическое средство, либо втирали в кожу золу сожженных наркотических 
трав. 
 Греческая мифология, особенно в ее различных мистериях, также изобилует 
волшебными напитками и ведьмиными котлами. Ученый Ранке-Гравес предполагает, что 
мухомор жевали и козлоногие сатиры, и люди-лошади (кентавры). При этом у них 
возникали галлюцинации, они приобретали дар пророчества, увеличивалась мышечная 
сила и сексуальная потенция. На раме одного этрусского зеркала мухомор изображен 
у ног Иксиона, который был фессалийским героем, вкушавшем амброзию в обществе богов. На аттической вазе, изображающей кентавра Несса, 
также можно увидеть небольшой тонкий гриб, который растет на коровьем навозе. 
Боги, которые питались, собственно говоря, только нектаром и амброзией, осудили 
на вечный голод царя Тантала именно за то, что он нарушил табу и раздавал 
амброзию смертным. 
В книге, вышедшей в 1960 г., Роберт фон Ранке-Гравес высказал предположение, что 
амброзия - таинственный элемент орфических, элевзинских и других мистерий, 
связанных с Дионисом. При этом все участники культа должны были хранить в 
строжайшей тайне, что они принимали в пищу. Перед их взором открывались 
незабываемые видения, казалось, им открывается бессмертие. Предположение 
Ранке-Гравеса подтверждено теперь детальным исследованием культа Деметры. 
Полагается, что во время мистерий, связанных с Деметрой, использовали спорынью, 
содержащую ЛСД. 
 Исследователь древности Монье, занимавшийся мифами швейцарской и французской 
Бургундии, собрал большое количество изображений и преданий о ведьмах. Особое 
место в этих преданиях занимают растения семейства пасленовых - "дающие ночную 
тень", прежде всего альраун (корень мандрагоры), белена, 
дурман, красавка (беладонна). 
Дурман и в Индии был символом культа Шивы, а его прекрасные белые соцветия - 
символом познания. Во многих рукописях утверждается, что растения ночной тени 
принесли мигрировавшие из стран Востока кочевники. 
Возможно, и в самом деле каждая новая культурная волна с Востока заново оживляла 
интерес европейских народов к растительному миру. Ведь городская цивилизация 
отчуждает человека от Природы, и только благодаря новой волне эмиграции, новым 
людям, носителям живых знаний, горожане восстанавливали утраченные связи с 
Природой. 
Поляк Станислав Пршебышевский, который активно интересовался соответствующими 
народными преданиями, писал в 1897 г. о возникновении "ведьминого шабаша" в 
средневековье: "Евреи и арабы популяризировали колдовство. Они научили готовить 
мази и фильтры. Цыгане же принесли в Европу обращение с пасленовыми, которые 
дурманят сознание". Этот же писатель констатирует: "Рецепты ведьмовских мазей 
средневековья можно встретить на каждом шагу". Он приводит рецепты Парацельса и 
Иоганна Вира, ученика Агриппы Неттесгеймского. В обоих случаях основной эффект 
получен за счет добавления пасленовых как компонентов мази. 
В Германии многие исследователи собирали сведения о средневековых колдуньях. 
Назовем, для примера, ученых XIX в. Хорста и Кизеветтера. Они пытались, частично 
и с большой осторожностью, проверить действие этих рецептов. В частности, 
Кизеветтер проверил на себе действие мази, изготовленной с добавлением растений 
семейства пасленовых. Ему привиделось, что он летает по спирали, как будто его 
подхватил смерч. 
Густав Шенк, занимавшийся пасленовыми растениями, которые использовали ведьмы, 
полагал, что человеческий дух в состоянии экстаза способен пробуждать 
воспоминания, чувствования, которые живут в глубине нашего подсознания еще со 
времен животных предков: "Дарования, свойства, физические и психические черты 
бесчисленных поколений длинной цепи живых существ, которые населяли до нас 
планеты, - все это наследие мы несем в себе". 
Пасленовые (очень важный компонент лекарственных составов во все времена!) даже 
после всех процессов над ведьмами остаются символом глубокого знания природы. 
Цыганки из Карпат и Восточной Украины, знатоки трав и корений, говаривали: "Кто 
не понимает, тот видит опасность и тьму, а тот, кто знает, кого обучали предки, 
тот находит счастье и здоровье".
 Источник: Прусс М. С., Кельин Л.Л., Мучник Ю.Л., Володин В.М. - Как избавиться от наркотической зависимости. – Москва. 2002.
 
 |