Поучительная история про Чикаго, Мика Джаггера и сухое вино
Поверьте, я рассказываю эту историю
совсем не ради вздорного бахвальства – типа «ах, с какими людьми
связала меня жизнь». Напротив, если есть возможность не знакомиться со
всякими западными звёздами, я её использую. Просто очень хорошо
представляю себе, как где-нибудь в Луганске ко мне подводят робеющих
ребят из местной группы, я улыбаюсь, жму им руки, слушаю их рассказ про
то, как они росли на наших песнях, испытывая внутри мучительное
безразличие и к ним и к тому, что они там делают, – голова занята
собственным сегодняшним концертом и кучей своих проблем. Знакомиться
надо на равных. Но дело в том, что история эта здорово вписывается в
контекст нашего повествования.
В общем, после 25-летия
«Машины», которое прошло в виде мощного семичасового сейшена на Красной
площади, мы ощутили крылья за спиной и решили в следующем году дать
новый виток этому делу. Происходило это, стало быть, в девяносто
четвёртом. Мне позвонил Тема Троицкий и сказал, что его приятель,
английский режиссёр, дружен с Роллингами, и есть возможность вытащить их
на Красную площадь. Мало того – мы должны с ним и с этим режиссёром на
днях лететь в Чикаго, чтобы встретиться с Джаггером и обсудить всё с
глазу на глаз. «Хороший может получиться день рождения «Машины»! –
подумал я и с радостью согласился. Этим же вечером мы встретились с
Тёминым англичанином – его звали Джо Дорден-Смит, и он в своё время снял
ставший культовым фильм-концерт «Роллинг Стоунз» в Гайд-Парке – памяти
Брайана Джонса. У Джо оказалась милейшая русская жена, что сильно
облегчало общение. Было очень странное ощущение – когда явная сказка
вдруг начинает вторгаться в реальность. С завистью гляжу я на молодое
поколение – они напрочь лишены всяческих пиететов, и им что Ван Хален,
что Рома Зверь, да последний, может быть, и полюбимее. Они не жили за
ржавой железной стеной, не проводили ночи, пытаясь расслышать далёкий
голос Джаггера через монотонный хрип советских глушилок – дай им Бог
здоровья. Для нас же (для меня, во всяком случае) Битлы и Роллинги всё
равно остались немножко жителями какой-то волшебной планеты, на которой
нам никогда не побывать, и ничего с этим чувством уже не поделать. И вот
через два дня мы летим к Роллингам! Нам заказаны билеты и забронированы
номера в знаменитом отеле «Рид Карлтон», где живут «Роллинг Стоунз»!
Не помню уже, как получилось,
что Троицкий летел сам по себе, а я – с Джо. Кажется, из-за наших
гастролей. Я встретился с Джо в Шереметьево, на нём не было лица. «Всё
отменяется!» – с ужасом подумал я. Нет, ничего не отменяется, просто
вчера у Джо украли пиджак вместе с паспортом, он сделал невероятное – за
один день выправил в посольстве новый документ, но в нём отсутствует
российская въездная виза – а значит, и выпустить его из России никак
невозможно. Я упал на колени перед самым главным пограничником и – Джо
выпустили. Ну где ещё, в какой другой стране?
Всю дорогу до Чикаго я не спал.
И так и сяк представляя себе предстоящую беседу с Роллингами, к тому же
по пути выяснилось, что мы ещё и приглашены на концерт – он как раз
будет в Чикаго завтра в рамках тура «Woodoo Lounge». В общем, в «Риц
Карлтон» я приехал в состоянии крайнего нервного истощения. Мы
встретились с Темой, и Джо повёл нас в чей-то номер – по-моему,
концертного менеджера «Роллинг Стоунз». Я прижимал к груди видеокассету
со съёмкой нашего концерта на Красной площади – чтобы дать какое-то
представление о том, как всё это выглядит и что мы вообще не врём. Из
разговоров с Джо получалось, что Роллинги клюнут на такое престижное
место, он, Джо, снимет про это фильм, а у нас получится отличный день
рождения, так что все оказывались при своём интересе. Накануне в Москве я
с диким трудом перевёл видеозапись из PALa в американский NTSC, из-за
чего она потеряла процентов 70 качества, но выхода не было – я очень на
эту кассету надеялся.
В комнате сидело несколько
человек, мы вежливо поговорили ни о чём, и вдруг вошёл Мик Джаггер –
точно такой, как на картинках. Если посмотреть сбоку – совсем плоский.
Он даже не вошёл, а как-то втанцевал в комнату – грациозно и
стремительно. Я понял, что мы пожали друг другу руки, и с ужасом
осознал, что не понимаю ни слова из того, что Мик говорит, – я не мог
пробиться через его акцент. Троицкому это как-то удавалось, а Джо вообще
спасал ситуацию – его английский я понимал как русский. Ещё минут
двадцать мы безуспешно пытались включить видик – похоже, с момента
открытия гостиницы им никто не пользовался. И вот на экране появился
родной силуэт Исторического музея, наша сцена и море народа. Звука мы
так и не добились, но это было не важно – Джаггера интересовали не мы, а
Красная площадь и зрители на ней. «Сколько народу там было?» – спросил
он. «Около трёхсот тысяч», – ответил я. (До сих пор точное количество
неизвестно, так как билетов не продавали – вход был свободный, но эту
цифру мне назвали милиционеры – они разбивали собой зрителей на квадраты
и знали, сколько было квадратов и сколько в среднем людей в каждом).
«Больше, чем в Вудстоке!» – восхитился Джаггер. «Билеты были дорогие?»
Узнав, что концерт был бесплатный, он сказал: «Ну, и мы тогда сыграем
бесплатно».
Ух, какое у меня было хорошее настроение!
Потом Джаггер предложил
спуститься в ресторан поужинать. Почему бы и нет, чёрт возьми? Мы вышли
из номера, дошли до лифта – по дороге попалась молодая горничная,
которая, увидев Мика, чуть не упала в обморок – видимо, не вся гостиница
была в курсе, кто у них там живёт, – и спустились в ресторан, где Мику
Джаггеру и Артёму Троицкому в вежливой форме сказали, что мы, конечно,
всё понимаем и преклоняемся перед вашим талантом, но в ресторане отеля
«Риц Карлтон» следует появляться в пиджаке и ботинках, и никак иначе.
Мик был в майке и кроссовках, а Тема в каком-то свитерочке. Я по наитию
надел в Москве пиджак – совершенно непонятно с чего. Надо сказать, что
Джаггер не стал закатывать истерику на манер наших звёзд – «Да вы
знаете, кто я такой? А ну, директора гостиницы сюда!», а, напротив, мило
посмеялся, мы поднялись в номер, и он достал из шкафа два пиджака, один
из которых надел на себя, а другой – на Тему, и, убедившись, что пиджак
впору, тут же его ему и подарил.
Не буду вас донимать деталями –
рассказ этот, повторяю, не про знакомство с Миком Джаггером. В общем,
за столом нас было шесть человек. Было заказано – салат из свежих овощей
с креветками, баранина на рёбрышках и – бутылка хорошего белого вина.
Ужин прошёл весело – мы обменивались смешными гастрольными историями и
удивлялись, насколько какие-то вещи похожи.
Остальные Роллинги были тут же в
ресторане, но сидели за разными столами – каждый со своей компанией.
Они производили впечатление сухоньких старичков, а Кейт Ричард – ещё и
мёртвого сухонького старичка. Когда меня подвели к нему, и я пожал ему
руку, было ощущение, что в этой руке вообще нет костей. «Как он будет
играть завтра?» – подумал я. На их фоне Джаггер выглядел просто орлом.
В общем, ужин закончился, мы
получили жёлтые бэджики с пятнистым чучелом, дающие право на проход
всюду, а также билеты на завтрашний концерт с местами в центре, и
Джаггер попросил после концерта зайти к нему в номер. С головой, полной
счастливой ерунды, я добрёл до своей комнаты, зарылся в перины и проспал
почти сутки – проснулся практически к концерту.
Концерт происходил на стадионе.
Город Чикаго вообще напоминает мне по архитектуре Выставку Достижений
Народного Хозяйства, а стадион был просто оттуда – абсолютное торжество
сталинизма, с какими-то статуями невероятно мясистых быков и мощными
фигурами колхозников, то есть, видимо, ковбоев, героев
капиталистического труда. Впрочем, был этот стадион в меру велик и
потому уютен, а на поле, между прочим, располагался партер – никакой
стоячки.
Было страшно интересно ходить
за кулисами и смотреть за приготовлениями к концерту – там существовало
несколько концентрических кругов допуска, шатёр с выпивкой и закуской
для журналистов, целая столовая для обслуживающего персонала – сотни
полторы людей сновали туда-сюда, каждый был занят чем-то своим, и в
воздухе висело нервно-торжественное ожидание – как перед запуском
космического корабля. Самих Роллингов видно не было – только маленький
седой Билл Уайман курил с кем-то около урны.
В качестве разогревающей
команды играл не кто-нибудь, а Ленни Кравиц. Он отлично отработал где-то
час, правда, явно не на полной мощности звука и при довольно скромном
освещении, и, закончив, демонстративно прошёл через весь партер к пульту
звукорежиссёра – слушать Роллингов.
Я не буду описывать вам
концерт. Зачем вам это? Прошло десять лет, и все, кому было интересно,
это уже видели. Могу только сказать, что последнюю песню, конечно,
«Satisfaction», я досматривал из-за кулис, и длиннющий лимузин стоял с
заведённым мотором прямо у спуска со сцены, и в какой-то момент живая
музыка незаметно перешла в фонограмму, и мокрые Роллинги кубарем
скатились со сцены прямо в машину, она рванула с места и вылетела в
открытые ворота. А в зале ещё никто не понял, что произошло.
После концерта Джаггер нас не принял. Нам сказали, что он неважно себя чувствует, и просил зайти завтра.
Назавтра мы улетали и зашли к
нему перед самым отъездом. Я поблагодарил его за концерт. «Это был самый
худший концерт за весь тур», – огорошил меня Мик. Я начал возражать
(мне, правда, очень понравилось), но Мик сказал, что я не видел других
концертов и не могу сравнивать. «Я не мог бегать!» – сокрушался он. «Я
приказываю ногам – бегите! – а они не бегут! Зачем я только пил накануне
вино!» Я не сразу понял, что он имеет в виду полтора бокала белого
сухого, которые он выпил с нами накануне вечером.
Милостивые государи! Господа и
дамы, поклонники и поклонницы! Вы, уверяющие себя и друг друга, что
тамошние рок-н-ролльщики (уж «Роллинг Стоунз»-то!) сначала упьются,
обдолбаются в дым, а потом уже выходят дарить своё искусство людям! За
всех в мире не поручусь, но рассказ мой – чистая правда от слова до
слова. И не надо путать имиджевые штучки и действительное положение
вещей. Вообще степень ответственности за своё дело у тамошних звёзд
прямо пропорциональна их энергетике на сцене – в этом я убеждался
многократно. Кто-нибудь скажет, что она прямо пропорциональна их
гонорарам. Не думаю – во всяком случае, если провести финансовый
чудо-эксперимент с нашими артистами, лучше попадать в фонограмму они не
станут. Может быть, Мик Джаггер и работает лучше всех в мире, потому что
даже три глотка сухаря за сутки до концерта могут ему помешать?
Остальные события не имеют
отношения к нашей теме и малоинтересны. Мик своей рукой написал нам
бумагу, из которой следовало, что «Роллинг Стоунз» обещают приехать к
нам с концертом на Красную площадь будущей весной. Храню эту записку как
память – аукционная, между прочим, вещь. Мы улетели, потом выяснилось,
что ничего Мик не решает, а решает его менеджер, всплыл малоприятный
мистер по имени Майк Коул и сообщил, что концерт, конечно, может быть и
бесплатный – для зрителей, но миллион долларов придётся заплатить.
Причём вперёд. Мы вывернулись наизнанку и нашли-таки сумасшедшего
бизнесмена, готового потратить свой миллион на такое дело (были же люди в
девяносто четвёртом!), но переговоры затянулись, и Роллинги всё равно
не приехали, найдя какое-то идиотское объяснение – у вас, дескать, война
в Чечне. Приехали они через несколько лет по другому приглашению и не
на Красную площадь, а в Лужники, и никакая Чечня им не помешала. Бог с
ними. Я не об этом. Я о бокальчике сухого вина накануне концерта. А?
Что касается «Машины» – у нас была своя алкогольная история.
В давние годы, в нелегальные
времена любой сейшн был праздником. Поэтому, естественно, выпивалось, но
основная часть выпивалась всё же после сейшена, а перед концертом –
чуть-чуть, для куража, или, как говорили, «для завода». С семьдесят
девятого года мы отправились в бесконечные гастроли, и сейшены
превратились в концерты – приятную, но всё-таки работу. Наши глотки не
выдерживали гастрольного графика (понедельник-пятница по два концерта в
день, суббота-воскресенье – иногда по три). Я ещё не имел никакого
авторитета и не мог запретить продавать третий концерт – публика
ломилась, а директора программы изумлялись – мы ж для вас стараемся, вам
бабки не нужны, что ли?
Так вот, глотки садились, и
коньяк в небольших количествах был просто необходим (рюмка перед первым
концертом, ещё одна перед вторым). Коньяк – грузинский или армянский –
три звёздочки – повсеместно продавался в артистическом буфете за
кулисами дворцов спорта. Я настолько насобачился, что замечал недолив в
два-три грамма и выигрывал все споры с барменами, какими бы честными у
них ни были глаза.
Однажды в городе Волгограде за
три минуты до третьего звонка, покупая в буфете две по пятьдесят себе и
Кутикову, я заметил вслух, что уже пятый раз оплачиваю это удовольствие,
а то, что у Кутикова в концертных штанах нет кармана для денег, так это
не причина. Гордый Кутиков, опорожнив рюмку, повернулся к буфетчице и
произнёс: «Будьте добры, сто пятьдесят лучшего коньяку для моего друга!»
Впечатлённая буфетчица подала мне почти полный стакан. Я принял его
залпом и сообщил, что не могу уйти, не ответив другу. Пришлось и Сане
махнуть сто пятьдесят. К этому моменту звонки уже отзвенели, в зале
сняли свет, и публика послушно заревела.
На сцену я вышел легко – как
обычно. Первая песня называлась «Возникает из недопетости...», и я пел
её один под гитару в луче пушки. Ко второму куплету случилось страшное –
я понял, что не могу координировать все свои действия, потому что
приходится одновременно делать массу вещей – зажимать аккорды левой
рукой (в нужной последовательности!), правой – перебирать струны в
строго определённом порядке и при этом петь, попадая в ноты и не путая
слова. Я покрылся холодным потом. От ужаса я, кажется, выдавил весь
коньяк через поры, и к последнему куплету стало легче.
Не люблю коньяк до сих пор.
Ну вот, яркое
подтверждение известной присказки: «Что русскому хорошо, то немцу
смерть». Конечно, держать спортивную форму и быть готовым выложиться на
сцене – непросто, и требует соблюдения спортивного режима.
Здесь мы затрагиваем важный вопрос индивидуальной толерантности – то
есть способности переработать определённый объем алкоголя без
существенного вреда для поведения и здоровья.
Даже не представляю
себе, что может один бокал сухого вина сделать с человеком, чтобы на
следующий день страдать от него.
Можно предположить, что
кумир автора и миллионов в юности страдал запоями. В этом случае и одной
рюмки достаточно, чтобы «запустить процесс». Организм требует
продолжения банкета, и отказ от этого предложения вызывает встречные
забастовочные действия: сегодня бегать не хочу.
Алкоголиком человек не
перестает быть, даже если не пил 30 лет – биохимия изменена. И это не
вина, а беда.
Надеюсь всё же, что описанный эпизод – проявление индивидуальной
непереносимости – когда в организме отсутствует или снижено содержание
алкоголъдегидрогеназы. В этом случае даже небольшая доза алкоголя
вызывает неадекватные последствия.
Что касается коньяка,
выпитого с Кутиковым, – случай обычный. К слову – о коньяке. В городе
Коньяк, на реке Шарант, недалеко от Бордо, в XVвеке шла активная
торговля белым вином, которое покупали большей частью голландцы для
дальнейшей перепродажи. При хранении и транспортировке вино портилось, и
голландцы, которые производили «aqua vitae» – водку, – привезли в
Коньяк перегонные аппараты, чтобы делать винный концентрат. Он не
портился, его потом можно было разбавлять водой. Так получали бренди –
от голландского «branwin» – жженое вино. Бренди хранилось и перевозилось
в дубовых бочках. Одна из партий особо долго не востребоваласъ. Когда
попробовали хранившийся в них напиток, оказалось, что он приобрел
отличные вкусовые качества. Так родился коньяк, который обязан быть
родом только из одного из 6 районов вокруг города Коньяк. Всё остальное –
бренди.
Коньяк – коварный
напиток, расширяющий сосуды и быстро достигающий мозга. Расширенные
мозговые капилляры повышают внутричерепное давление, алкоголь, попавший в
клетки мозга с примесью сопутствующих ароматических углеводородов,
нарушает текущие процессы и восприятие. Если в это время не петь, то все
«нормально». Петь лучше до «удара» или после него, когда мозг
адаптируется к новой реалии. Знаю, что таких случаев было много, но они
просто не запоминаются, потому что все «отлично прошло».
|