Энциклопедия наркотиков
главная | а | б | в | г | д | з | и | к | л | м | н | о | п | р | с | т | ф | х | ц | ч | ш | э | наркомания | алкоголизм | курение | лечение | личности | закон  

Петросян С.Р. Культура безумия:



СИЛА СМЫСЛОВ

Люди целиком во власти смыслов, которыми организовано человеческое существование. Индивидуальное сознание формируется внешними влияниями: оно представляет собой модель окружающей действительности, также подчиненной определенным смысловым взаимосвязям, которые мы переносим в собственный внутренний мир и изучаем, благодаря рефлексии. Сама действительность является сложнейшим семантическим лабиринтом некой Личности, давно известной людям под именами Бога. Эта Личность трансцендентна земной жизни, она является своего рода Программой для всего существующего. Способность воспринимать эту Программу и руководствоваться ею, раскрывая собственную индивидуальность, - видимо, и есть главный смысл человеческой жизни, пружина внутреннего роста каждого человека.

Такая способность напрямую зависит от интересов нашего эго. Если мы откажем себе в главном человеческом Смысле - в смысле осуществления личностной коммуникации с одушевленным началам Мира, в смысле постижения Бога (если мы не увидим в этом смысла), прогнозы на будущее человечества останутся весьма пугающими. Реальность раскрывается для нас такой, какой мы ее хотим увидеть. Но при всей свободе нашего выбора в этой реальности существует некий эволюционный план, отклонение от которого обрекает нас на безумие. Поэтому культура должна быть чутким локатором не только фантазии людей, но и их инстинкта. Между ними пролегает сложный человеческий маршрут.

Как известно, "не хлебом единым жив человек". Действительно, чем меньше людям приходится думать о хлебе насущном, тем больше мы убеждаемся в справедливости этих слов. То есть, удовлетворяя элементарные нужды организма, мы получаем лишь временную психологическую сатисфакцию, после которой о себе заявляют качественно новые потребности. Здесь мы замечаем, что, каким бы иллюзорным ни казался наш ментальный мир, идеи и смыслы поразительным образом влияют не только на поведение, характер и настроение людей, но, в первую очередь, на их самочувствие.

Возникает новое (хорошо забытое старое) представление о человеке, которое наделяет его сознание способностью влиять на физиологические процессы организма - психосоматическая медицина. Можно считать себя смертными животными, полагая, что работа психики зависит лишь от здоровья наших тел. Но можно претендовать на большее, если начать использовать обратную связь. Выдающийся духовный деятель 20-го столетия Шри Ауробиндо пишет:

Человеческое в человеке заключается в осуществлении Бога в жизни. Он начинает свой путь с животной витальности и ее деятельности, но божественное бытие - его цель [43, с. 36].

Посредством психики физиологические процессы тесно связаны с работой сознания. Опыты с гипнозом наглядно демонстрируют, как внушение может сделать человека нечувствительным к боли, вызвать рвоту, повысить или понизить давление и т. д. Когда человеку собираются сообщить что-то ужасное, ему предлагают сесть, потому что всем хорошо известно состояние слабости, вызванное нежелательной перестройкой смысловых связей (как это происходит после узнавания плохих новостей). Когда же нам сообщают что-то очень хорошее, усталость исчезает в одно мгновение, хочется прыгать и танцевать.

Таким образом, самочувствие человека зависит (помимо удовлетворения физиологических потребностей) от психической напряженности, которой охарактеризовано сознание индивида, от смыслов, часто неосознаваемых, но крайне важных, от того запаса "энергии" - интереса и воодушевления, которым они "заряжены". Хорошая новость часто лечит запущенную болезнь, обретение высших, fhgmemmn важных смыслов бывает связано с чудом (исцеление в вере - наглядный тому пример).

Умение лечить тело через сознание - достаточно древнее ремесло, которым пользуются и по сей день. Психосоматическая медицина незаметно присутствует и в нашей повседневной жизни. Когда мы делимся проблемами с друзьями, когда сочувствуем, когда любим, когда избавляемся от тяжелых мыслей и во многих других случаях с нашим здоровьем происходят порой гораздо более значимые перемены, чем нам кажется. Мы не просто умеем мыслить - мы формируем реальность ментальным актом, и наше тело - самая доступная в этом смысле материальная инстанция.

Как важно жить с огромным интересом к Миру, с хорошим настроением! Неправильный тип мышления годами держит людей в неосознаваемой депрессии, и когда болезни превращаются в хронические заболевания, искать главную причину, мне кажется, надо не в наследственности или неправильном питании, не в загадочных вирусах или экологических факторах (хотя все это, безусловно, важно), а в неверных смысловых внутриличностных построениях, которые были причиной дурного настроения и, соответственно, самочувствия. Человеческое здоровье начинается со смыслов, которыми организовано его сознание, с воодушевления, которое от них возникает, с общего интереса к жизни и оптимизма. Если этого нет, простуда иной раз может превратиться в воспаление легких, ушиб - в злокачественную опухоль и т. д.

Ментальная гигиена - хорошая профилактика физического и психического здоровья для любого человека. Настроение и наши мысли - отнюдь не личная прихоть. Мы начинаем понимать, что от них зависит наше здоровье и здоровье окружающих нас людей. Каждому необходимо в любой момент времени иметь тот запас оптимизма, который позволит выдерживать сильное психологическое напряжение без риска поддаться аффекту. Где взять внутреннюю силу? Из правильно выбранных представлений об окружающей действительности. Психические отклонения и расстройства личности исключены при веном осознавании целей собственной деятельности и существования в целом. Но возможно ли индивиду видеть смысл в собственной жизни, если ему внушили, что она случайно возникла посреди вселенной, собранной из хаоса физико-химических процессов?

Вероятно, идеальную картину Мира люди "видят умом", подобно тому, как приемник "воображает" воспринимаемую программу (пользуясь метафорой С. Грофа). Как известно, некоторые дети видят мир таким, что взрослые поражаются их наивной и безупречной мудрости. Но как механическое движение, подчиненное идеальным математическим законам, никогда не исполняет их идеально, так и любая личность подчинена программе развития, но осуществляет се лишь отчасти, по причине высокого внутреннего шума или, проще говоря, понятийного мусора, возникающего при неправильном базисном мировоззрении. Причин для засорения сознания неверными смысловыми конструктами очень много; главная из них, на мой взгляд, - атеизм. Не секрет, что современные критерии "нормальности" сформированы на базе клинического опыта - на примере индивидов с "психическими отклонениями", а вовсе не на примере лучших людей человечества, как это происходит в религии и философии (хотя психология выросла именно из них). Нормальными мы считаем тех, у кого нет патологических симптомов, а не тех, кто лучше нас (таких людей мы склонны считать исключениями). Первыми на этот факт обратили внимание представители гуманистической психологии, среди которых особенно интересны работы выдающегося американского психолога Абрахама Маслоу:

Мы не можем ставить в один ряд стремления невротиков со стремлениями здоровых людей, чтобы получить средний результат, потому что от такою результата не будет никакой пользы. Один биолог недавно заявил: "Я обнаружил недостающее звено в цепи между человекообразной обезьяной и цивилизованным человеком. Это мы" [2, с. 207|

Маслоу стремился охарактеризовать тот тип людей, который может быть рассмотрен в качестве показателя наибольшей личностной полноценности. Естественный природный механизм становления человеческого сознания, согласно его "Теории человеческой мотивации" [39], подразумевает последовательное восхождение потребностей индивида от удовлетворения физиологических нужд до высшей психологической потребности - потребности в самоактуализации (личностном саморазвитии). Это становится возможным, когда имеет место удовлетворение всех предыдущих потребностей (физиологические нужды, потребность в безопасности, потребность в любви, потребность в самооценке). А. Маслоу пишет:

Однажды я предположил следующий принцип: если самореализующиеся люди могут воспринимать и действительно воспринимают реальность более эффективно, полно и менее мотивированно, чем мы, то мы, вероятно, можем использовать их в качестве биологических "эталонов". Их более развитые чувствительность и восприимчивость помогают нам понять, какова реальность на самом деле, лучше, чем наши собственные глаза... [2, с. 136]

Таким образом, те особенности человека, о которых мы говорили выше (психосоматическая модель человеческого организма), лучше всего изучать на примере самоактуализированных личностей. У ник можно многому научиться. Наиболее интересным для нас в данном случае является способность таких людей к переживанию экстатических состояний сознания ("пиковый" опыт). Из практики следует, что это необычайно важное свойство человеческой психики. А. Маслоу далее пишет:

Результаты моих исследований указывают на то, что восприятие действительно может подниматься над эго, быть бескорыстным и неэгоцентричным. Для самореализующихся людей это нормальное явление, а у среднего человека это происходит периодически, во время пиковых переживаний... Многочисленные авторы, пишущие на темы эстетики, религии, творчества и любви, единодушно определяют эти переживания не только как изначально ценные, но и как ценные настолько, что ради этих мимолетных моментов стоит прожить всю жизнь- Мистики всегда говорили об этой великой ценности мистического переживания, которое посещает человека в считанные мгновения его жизни. [2, с. 111-112]

Что касается психоактивиых веществ, для нас важно одно наблюдение, сделанное как заинтересованными исследователями, так и представителями традиционной медицины - наркологами. Неоднократно замечено, что психоделический опыт мало меняет доброжелательных, уравновешенных, спокойных людей, но менее благополучных индивидов эксперименты с галлюциногенами толкают на путь личностных перемен (иногда, весьма драматичных).

Перестройка мышления, часто сопровождающая прием псилоцибиновых грибов или других психоделиков, как мы уже говорили, не хаотична и не случайна. Трансценденция эго обнаруживает "наблюдателю" внутри нас ранее не замечаемый порядок в окружающем Мире и собственном ментальном опыте. Перестройка смысловых связей личности вызывается смешением позиции "наблюдателя". Это происходит за счет изменения проводниковых свойств центральной нервной системы - за счет увеличения скорости мыслительных процессов, устойчивости и яркости ранее неосознаваемых психических образов. Благодаря этому в состояниях транса срабатывают обычно скрытые пружины внутреннего роста, и глубина влияния психоделического опыта на личность конкретного человека во многом является признаком соответствия его представлений о себе объективной эколого-социальной действительности его существования.

Целостная личность в моменты психоделического транса видит причинную реальность Мира, где житейская диалектика обращается примирением и подчинена только одному вектору - стремлению к невыразимо прекрасному одушевленному бытийному Началу - к Богу. Подобные феномены возможны по той причине, что наша психика в сущности имеет два полюса. Об этом в следующей главе.



ВНИМАНИЕ!!! Вся информация предоставляется исключительно с образовательной целью.
Наркотики вызывают зависимость, вредят здоровью и угрожают жизни!

 © 2007-2020 Наркотики.SU
 ссылки статьи контакты реклама

Энциклопедия наркотиков
все о наркотиках и лечении наркомании

Rambler's Top100  
Free Web Hosting