Профилактика пьянства и раннего алкоголизма
Формирование трезвеннических установок
Одним из путей формирования трезвеннических установок у детей и подростков
является система противоалкогольного воспитания в школе.
Этому вопросу сейчас придается государственное значение. В постановлении Совета
Министров СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению
самогоноварения» (1985) Министерству просвещения СССР, Государственному комитету
СССР по профессионально-техническому образованию и Министерству высшего и
среднего специального образования СССР указано на необходимость «предусмотреть
вопросы анти-алкогольного воспитания в курсах общественно-политических,
гуманитарных и естественных дисциплин, изучаемых в школах,
профессионально-технических училищах, высших и средних специальных учебных заведениях».
Основу противоалкогольного воспитания и просвещения в школе составляют следующие принципы:
- противоалкогольное просвещение как целостная система противоалкогольного
воспитания должно проводиться на протяжении всех лет обучения и направляться на
формирование в сознании детей и подростков нетерпимого отношения к любым
проявлениям пьянства и алкоголизма;
- программа противоалкогольного воспитания должна предусматривать постепенное, с
учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, раскрытие сторон
отрицательного влияния алкоголя на здоровье человека и жизнь общества в целом;
- противоалкогольная работа в школах должна проводиться преимущественно силами
учителей с приглашением для чтения отдельных лекций специалистов (медиков,
юристов, социологов и др.);
- противоалкогольное просвещение должно распространяться и на родителей
учащихся.
Разработанные на основе этих принципов Е.С. Скворцовой «Методические
рекомендации противоалкогольного просвещения в школе» предусматривают в
начальных классах антиалкогольные беседы (например, при прохождении темы «Охрана
здоровья»), постановку опытов по действию алкоголя на растения и животных (на
уроках природоведения). Начиная с 5 класса беседы и лекции уже могут носить
целенаправленный характер и проводиться совместно с врачом, а в более старших
классах - с работниками милиции, юристами. В 8-10 классах может быть рекомендована
следующая примерная антиалкогольная тематика: «Алкоголь и здоровье», «Алкоголь и
потомство», «Алкоголь и спорт - несовместимы», «Ущерб, наносимый алкоголем
обществу», «Алкоголь и правонарушения», «О факторах, способствующих пьянству и
алкоголизму среди подростков и
юношей» и т. д. Кроме специальных лекций и бесед, необходимо проводить
систематическое противоалкогольное воспитание во время предметного обучения.
Наряду с противоалкогольным воспитанием учащихся соответствующую
просветительную работу необходимо проводить и с их родителями. Работа эта должна
носить дифференцированный характер (для родителей младших, для родителей старших
учеников). С этой целью, как показывает опыт, лучше всего использовать
родительские собрания.
Не менее актуальной является проблема противоалкогольного воспитания учащихся
профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений,
студентов, рабочей молодежи промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Накопившийся опыт свидетельствует о том, что противоалкогольная работа среди
этого контингента молодежи, как ни в каких других социальных группах, должна
носить комплексный и дифференцированный характер.
При планировании и проведении мероприятий по первичной профилактике пьянства и
алкоголизма следует всегда помнить о том, что подростки очень наблюдательны,
восприимчивы и склонны к подражательству. Формируясь, подросток копирует
поведение взрослых, иногда делая это подсознательно. При этом предметом
подражания чаще всего служат не декларативно-императивные утверждения о том, что
«пьянствовать нельзя», а образ жизни, поступки, поведение взрослых людей. И если
подростку говорят о высших моральных принципах, о необходимости быть честным и
справедливым, вести трезвый образ жизни, а в повседневной жизни и во
взаимоотношениях окружающих его взрослых людей он видит фальшь, безразличие,
жестокость, тягу к стяжательству и пьянство, то «на веру» чаще всего берутся не
слова, а дела окружающих подростка людей.
Ярким примером для подражания трезвому поведению во всех случаях жизни служит
светлый образ В.И. Ленина.
Вот несколько строк из воспоминаний о В.И. Ленине Александра Николаевича
Емельянова, опубликованных журналом «Молодой коммунист» (1975, №4). В.И. Ленин
скрывался у отца А.Н Емельянова в Разливе. Отец Александра Николаевича
посоветовал Владимиру Ильичу закурить для дыма против комаров. «Нет, - возразил
Ленин; - ради комаров привыкать к этой страстишке не стоит. Вредная страстишка.
Мелкая, а вредная». И продолжал с лукавой иронией: «Так я прожил скучную жизнь,
не курил, не пил вина... А интересную все-таки жизнь, как вы думаете?».
А вот эпизод, рассказанный финским социал-демократом Ю. Сиролой: «Накануне
открытия Международного конгресса в Копенгагене в 1910 году мы случайно
оказались соседями по столу в небольшом открытом ресторанчике на ужине, который
датчане устраивали в честь приехавших гостей. Когда графин с водкой по кругу
дошел до нас, я спросил Ленина: «Вы позволите себе перед обедом рюмочку?» Ленин
деликатно отказался пить водку».
Старый большевик Малмаков, вспоминая о жизни Владимира Ильича в Шушенском,
поведал, как Ленина однажды пригласили на праздник наречения новорожденного.
Ленин с радостью пошел, но вежливо и в то же время категорически отказался пить
опьяняющие напитки, заявив, что «рабочим и крестьянам нужна трезвость, если они
хотят покончить с темнотой, невежеством, голодом, угнетением».
Интересные сведения опубликованы в книге писателя С. Антонова «Трудный день».
Всем известно, что Ленин ездил на открытие электростанции в деревню Кашино,
но не все знают, как повел себя Ильич, когда ему предложили хмельное. «Не хмельно
ли?- обратился он к хозяйке. - В голове не закружит?» - и пояснил, что алкогольных напитков он не пьет,
пусть уж на него не посетуют.
Совсем не пили хмельного и большинство соратников В.И. Ленина: Ф.Э. Дзержинский, Н.А. Семашко, М.И. Калинин, Я.М. Свердлов и др. Вспоминая о
жизни мужа, К.Т. Свердлова писала: «Яков Михайлович совершенно не пил ни водки,
ни вина, говоря, что искусственно подбадривать себя нужно лишь людям со скучной
душой».
В.И. Ленин всегда был принципиальным противником пьянства и считал его
несовместимым с коммунистической моралью.
В 1921 году, когда в бедной, но полной надежд Советской республике еще
существовал сухой закон, В.И. Ленин, выступая на X Всероссийской конференции
РКП(б), говорил: «...я думаю, что в отличие от капиталистических стран, которые
пускают в ход такие вещи, как водку и прочий дурман, мы этого не допустим,
потому что, как бы они ни были выгодны для торговли, но они поведут назад, к
капитализму, а не вперед к коммунизму».
|