ОТ РЕДАКЦИИ
В свои тридцать шесть лет Фредерик Бегбедер, начинавший как
литературный критик, стал одной из самых заметных фигур в современной
французской прозе. Каждая его книга производит впечатление, схожее с шоком.
Тех, кто ценит гротеск и юмор, пусть жестокий, почти "висельный", рассказы и
романы Бегбедера чаще всего приводят в восторг. Другие, в основном люди
старшего поколения, привыкшие думать, что хотя бы какие-то ограничения и
табу в искусстве все-таки необходимы, читая Бегбедера, испытывают чувство,
близкое к возмущению. Впрочем, именно этого автор и добивается. Его
повествование всегда провокативно - в сущности, цель Бегбедера прежде всего
та, чтобы читатель ни в коем случае не остался безразличен к его тексту.
Пусть негодует, пусть со вздохом вспоминает времена, когда существовала
цензура, - все предпочтительнее, чем бесстрастный взгляд, который скользит
по гладко, мастеровито сделанной книжке, каких на французском рынке тысячи и
тысячи.
Автор в своем предуведомлении напоминает читателю, что экстази -
наркотик сильного действия, и стало быть, все те абсурдные и жестокие
картины, которые предстанут перед открывшими книгу, выпущенную почтеннейшим
парижским издательством "Галлимар", надо воспринимать как видения
персонажей, приверженных этому наркотику (включение в их число самого
Бегбедера - разумеется, литературная игра). У этой темы: наркомания и
даруемый ею "искусственный рай" (так назвал свою книгу о курильщиках
гашиша Бодлер) - давняя литературная традиция. Имена писателей, которые
представляют эту традицию, названы у Бегбедера. Громкие имена: де Куинси,
Кокто, Хаксли, Кастанеда, Том Вулф...
После "Рассказиков под экстази" (1999) Бегбедера следует рассматривать
как еще одного мэтра такой литературы. Но вряд ли - как типичную для нее
фигуру. Прежде в этой литературе преобладали тоска, даже отчаяние, или,
напротив, медитация, ощущение открывшегося нового горизонта, который влечет
к себе непреодолимо. Тональность Бегбедера совсем другая: жесткая, насквозь
ироничная, сюрреалистическая. Для его героев в состоянии экстази весь мир
превратился в нескончаемый порнофильм с подробностями, которые выглядели бы
просто отталкивающими, если бы не злая насмешка, с которой они поданы. Можно
не принимать подобный ракурс изображения, но ведь никто не отменил закона,
требующего судить писателя по тем законам, которые он сам над собой
признает.
|