За последние годы из-за либеризации гуманитарных и экономических контактов, развития международных перевозок, значительно расширились возможности наркобизнеса и незаконного оборота наркотических веществ.
Для стран СНГ главным источником поставок наркотиков на рынок является Афганистан. Это государство является мировым лидером по производству наркотических препаратов, ему принадлежит более 90% опиатов, которые производятся во всем мире.
Поставки наркотиков из Афганистана представляют серьезную угрозу национальной безопасности государствам, которые входят в Содружество, благосостоянию и здоровью их населения.
10 декабря 2010 года главами государств СНГ была утверждена программа сотрудничества государств, входящих в Содружество по борьбе с незаконным оборотом наркотических препаратов, психотропных веществ и их прекурсоров на 2011-2013 годы.
Перед странами, участниками СНГ, были поставлены задачи, которые противодействуют незаконному обороту наркотических средств и их прекурсоров:
1. Создание единого правого пространства в данной сфере.
2. Выработка и реализация согласованной программы и совместных мер по борьбе, координация деятельности соответствующих органов государств, которые входят в СНГ.
3. Повышение эффективности сотрудничества между компетентными органами государств по предупреждению, выявлению, пресечению, расследованию и раскрытию преступлений, которые связаны с незаконным оборотом наркотических препаратов и их прекурсоров, а также в розыске и выдаче лиц, их совершаемых.
Основные формы сотрудничества государств предусматривают:
1. Проведение совместных следственных действий, оперативно-профилактических и оперативно-разыскных операций, специальных операций, использование методов контролируемых поставок.
2. Оказание правовой помощи по уголовным и гражданским делам, создание и укрепление спецподразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотических веществ, оснащение таких подразделений самыми современными приборами для обнаружения и идентификации наркотических препаратов.
3. Проведение скоординированной политики в области противодействия незаконному обороту наркотических веществ и их прекурсоров в рамках соответствующих международных организаций.
4. Обмен научно-методической, статистической, оперативной и другой информацией о состоянии преступности в области наркотиков, и о вновь созданных наркотических препаратах и их прекурсоров, которые находятся в незаконном обороте.
5. Обмен информацией с целью пополнения единого банка данных о транснациональных преступных группировках и их лидерами, которые причастны к незаконному обороту наркотических препаратов и их прекурсоров.
6. Проведение анализа состояния, динамики, структуры и последствий незаконного оборота наркотических веществ и их прекурсоров, результатов проведенной работы по предупреждению, выявлению, пресечению, расследованию и раскрытию преступлений связанных с ним. Выработка на основе проведенного анализа предложений и рекомендаций по совершенствованию правового регулирования, методов и форм совместной деятельности.
7. Обмен методическими пособиями и нормативными правовыми актами.
8. Обмен опытом работы компетентных органов государств, которые входят в состав СНГ, по предупреждению, выявлению, пресечению, расследованию и раскрытию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических веществ, а также проведение совместных конференций, сборов, совещаний, семинаров и консультаций.
9. Разработка и принятие согласованных мер, направленных на препятствие использования коммерческих и банковских структур для отмывания доходов, полученных от незаконного оборота наркотических препаратов.
10. Совместное использование самых новых научно-технических достижений в области противодействия незаконному обороту наркотических веществ и их прекурсоров.
11. Формулирование главных направлений участия средств массовой информации в вопросах антинаркотической пропаганды, формирование тактики и методики сотрудничества с ними в профилактике злоупотребления наркотическими веществами.
12. Организация совместных мероприятий по выявлению и последующему уничтожению незаконных посевов культур содержащих наркотические вещества.
13. Разработка и принятие согласованных мероприятий профилактики злоупотребления наркотическими веществами.
14. Проведение консультаций по вопросам практического взаимодействия, согласование общих принципов и подходов при разработке международных договоров и других документов, направленных на противодействие незаконному обороту наркотических веществ.
15. Развитие системы реабилитационных центров, создание совместных разработок и производства новых лекарственных препаратов, современного медицинского оборудования для лечения больных наркоманией.
Большой объем работы ведется в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Начиная с 2003 года, свою работу ведет Координационный совет руководителей Организации Договора о коллективной безопасности (КСОПН). Его главной задачей является согласование деятельности соответствующих ведомств государств, которые входят в ОДКБ, а это – Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан.
На сегодняшний день КСОПН является организационным штабом сил по борьбе с наркоманией, а также эффективным центром многоуровневой системы международного сотрудничества. Эта организация смогла выработать методики и механизмы, которые дают возможность решать задачи развития интеграции правоохранительных органов государств, которые входят в ОДКБ, в их совместной борьбе с незаконным оборотом наркотических веществ. Также разработаны ключевые направления противодействия нарастающим силам наркотрафика, и формируют согласованную региональную антинаркотическую политику.
Важным звеном государственной стратегии по борьбе с угрозой поставок наркотиков со стороны Афганистана стало проведение международной операции «Канал».
Начиная с 2008 года, операция «Канал» получила статус постоянной антинаркотической операции. Ее главными целями является – выявление и блокирование каналов нелегальной транспортировки наркотических веществ по «Северному маршруту» и части «Балканского маршрута». В 2007 году в рамках этой операции впервые были использованы материалы финансовых разведок, что стало первым шагом на пути создания вокруг Афганистана финансовых «поясов безопасности».
В своем докладе за 2008 год Международный комитет ООН по контролю над наркотиками признал операцию «Канал» самой эффективной и крупномасштабной в противодействии афганскому наркотрафику.
Начиная с 2003 года и 2010 год, было проведено 15 этапов операции «Канал». В результате проведенных мероприятий из незаконного оборота было изъято более 240 тонн наркотических веществ, а также было выявлено свыше 83 тысяч преступлений, связанных с оборотом наркотических веществ.
По результатам проведенной в 2011 году операции «Канал» было изъято более 9 тонн опия, 2,3 тонны гашиша, 1,5 тонны марихуаны, 500 кг героина, 130 кг кокаина, свыше 90 кг синтетических наркотиков, а также боле 30 тонн прекурсоров.
Операция ОДКБ «Канал», благодаря своей деятельности по пресечению оборота наркотических веществ, с каждым годом привлекает все больше иностранных наблюдателей. Так в операции «Канал-2011» помимо участников государств-членов ОДКБ, в качестве наблюдателей приняли участие делегации таких стран как Азербайджан, Афганистан, Венесуэла, Иран, Италия, Китай, Латвия, Литва, Пакистан, Польша, США, Украина, Эстония.
За время действия операции «Канал» накоплен богатый опыт по взаимодействию правоохранительных органов ряда государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических веществ. Сюда входит обмен оперативной информацией в ходе согласованных операций, отработка межгосударственных и межведомственных взаимодействий различных силовых органов – служб безопасности, полиции, финансовых разведок, пограничных и таможенных органов.
Постоянно укрепляется и динамично развивается сотрудничество в области борьбы с незаконным оборотом наркотических веществ между государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Так в июне 2011 года на саммите глав государств-членов ШОС было принято Антинаркотическую стратегию государств-членов ШОС на 2011-2016 годы. Главной целью Стратегии является максимальное сокращение к 2017 году объемов незаконного оборота наркотических веществ и их прекурсоров, а также немедицинского употребления наркотических веществ на территориях государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.
Белоруссия, Казахстан и Россия по борьбе с незаконным оборотом наркотических веществ сотрудничают в рамках Таможенного союза. В мае 2011 года был одобрен «План совместных мероприятий по повышению эффективности борьбы с наркопреступностью в условиях создания Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в рамках ЕврАзЭС». Этот план предусматривает организацию обмена информационно-аналитической и оперативной информации об общегосударственной статистике по изъятию наркотических веществ, о маршрутах и каналах наркотрафика, местах производства этих препаратов за рубежом, местах складирования и переправки наркотических веществ, о проведенных антинаркотических операциях, выявленных фактов легализации наркокапиталов, а также о лицах, задержанных за преступления в сфере незаконного оборота наркотических веществ, которые пересекают внешние границы государств, входящих в состав Таможенного союза.
Публикации по теме:
· Наркомания
· Борьба с наркоманией
· Международный день борьбы с наркоманией
· Источники производства и распространения героина
|