Энциклопедия наркотиков
главная | а | б | в | г | д | з | и | к | л | м | н | о | п | р | с | т | ф | х | ц | ч | ш | э | наркомания | алкоголизм | курение | лечение | личности | закон  

Аркадий Вяткин. Эзотерическая наркология:



Измененное состояние сознания

Сознание, согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Эфрона, - это основной и высший процесс душевной жизни, постоянная деятельность нашего «Я», связанная с различением субъекта и объекта, «Я» и «не-Я», воспринимающего и воспринимаемого, а также соединение этих двух сторон в один нераздельный акт. Большая советская энциклопедия определяет сознание как свойство исключительно высокоорганизованной материи, высшую форму психического отражения, присущую только человеку.

Определения форм или состояний сознания в современной науке, в сущности, размыты. Само выделение этих форм зачастую весьма противоречиво, что, однако, не всегда является проявлением одного лишь незнания. Людям свойственно выстраивать искусственные границы, поскольку любая неопределенность и многозначность вызывает протест и не усваивается, в то время как абсолютизация дает почву под ногами...

Направленная вовне рациональная ориентация сознания считается в европейской культуре своеобразной нормой. Однако такая характеристика является идеализацией, поскольку в реальной жизни преобладают в той или иной степени измененные состояния сознания, для которых характерна рефлексия, интравертированность с элементами альтернативной логики. Сюда относятся не только состояния, вызванные наркотическим одурманиванием или психозами, но и состояния сна, гипноза, охваченности любыми сильными чувствами, а также все разновидности трансовых состояний, в которые человек попадает непреднамеренно, но постоянно. Кроме того, существуют состояния сознания, которые в ортодоксальной психиатрии никогда не считаются нормальными. К числу таковых относится, например, онейроид - сновидное помрачение сознания, характеризующееся причудливой смесью фрагментов реального мира и обильно всплывающих ярких фантастических представлений.

Между тем известно, что галлюцинации и онейроид - это также основные формы получения информации при ясновидении, ребефинге или путешествии вне тела. Причем люди, участвующие в такого рода экспериментах, как правило, не могут быть отнесены к категории психически больных. Если учесть, что традиционная психиатрия имеет дело с галлюцинациями, возникающими исключительно во время психозов, и понятия не имеет о существовании таких феноменов, как посмертный опыт, проскопия или экстрасенсорное восприятие, становится понятно, почему она настаивает на квалификации альтернативного видения как признака душевной болезни.

В альтернативной психологии отмечается еще одно отличие измененных состояний сознания у здоровых людей от симптомов психически больных. Здоровые люди почти всегда отдают себе отчет в том, что имеют дело с другой реальностью, и бывают в состоянии отличить одну реальность от другой. Психически больные же зачастую не могут дифференцировать свои впечатления и проявляют искреннюю убежденность в абсолютной истинности наблюдаемых ими виртуальных образов, которые нередко начинают играть в их сознании доминирующую роль. Естественно, что здоровые люди в большинстве своем легко могут остановить поток впечатлений, прервать связь с альтернативной реальностью и вернуться в физический мир, тогда как душевнобольные нередко не хотят или не могут этого сделать. В последнем случае получается, что не человек руководит реальностью, а измененная реальность руководит им. Сам этот факт, впрочем, вполне объясним и понятен, поскольку благодаря воспитанию и жизненному опыту практически у каждого человека доминирует идея о том, что все определяемые нами вещи и процессы первичны и абсолютно независимы от нашего сознания. Но у психически больных, ввиду нарушенной способности к критическому осмыслению действительности, определяемая ими реальность приобретает характер неопровержимой истины, догмы.

Однако можно без преувеличения сказать, что даже крайние степени измененного состояния сознания, несмотря на сопровождающее их снижение самооценки и критичности, - это по-своему гармоничный и даже самодостаточный мир со свойственными ему правилами и логикой, а не абсолютный хаос, как некоторые считали и продолжают считать до сих пор.

При этом следует помнить, что сознание и самосознание зарождаются не в изоляции и не сами по себе, а только лишь как форма и как результат взаимодействия «Я» и остального мира, ибо даже в физической плоскости не только сознание творит мир, но и сотворенные объекты обратным порядком воздействуют на сознание...

Таким образом, в любых своих видах сознание может определяться не столько как разделение, сколько как сосуществование «Я» и «не-Я», субъекта и объекта. При этом нормальное состояние сознания имеет адаптивное значение исключительно в рамках определенной культуры, социальной и физической среды, тогда как измененное сознание может как соответствовать, так и не соответствовать внешним условиям. Понятно, почему во втором случае оно считается патологическим, дезадаптивным.

Добавим, что такого рода дифференциация оказывается довольно-таки условной и противоречивой. Исследователь Ч. Тарт, к примеру, писал: «Обычное состояние сознания не есть нечто элементарное. Это исключительно сложная конструкция, особое орудие, предназначенное для взаимодействия с миром вещей и других людей, орудие, полезное в одних случаях, но бесполезное или даже вредное в других».

* * *

Таким образом, в группу ясного сознания традиционно входят все его оттенки, обозначаемые как «настроение»: печаль, радость, скука, озабоченность, тревога и т.д. В то же время считается, что сознание в основном есть нечто целостное и однозначное, а самым характерным признаком нормального, или ординарного, состояния сознания, как мы уже говорили, является его адекватность окружающей обстановке при условии, что сама эта обстановка также «нормальна» и не имеет свойства чрезвычайности.

В экстраординарных условиях, возникших неожиданно, и особенно при отсутствии личного опыта человек может вести себя разрушительно как для самого себя, так и для окружения, а также оказаться на грани жизни и смерти. Например, шок или кома, являющиеся, безусловно, патологическими состояниями сознания, угрожающими самой жизни человека, в то же время могут считаться условно адаптивными, поскольку до некоторой степени нивелируют эффект травмы.

Необходимо отметить наличие существенных отличий в том, как понимают сознание классическая психология и эниология. В обобщенном виде эта информация представлена в таблице (см. ниже).

Психология Эниология
Материя первична, а сознание вторично. Сознание первично, а материя вторична и является производным сознания.
Сознание есть высшая, свойственная человеку форма отражения окружающей действительности. Сознание есть форма специфического информационного воздействия на окружение, которой обладает не только человек, но и все системы мироздания.
Человеку свойственны нормальное, измененное и патологическое состояния сознания, которые абсолютны. Все состояния сознания не абсолютны. Они подвижны и относительны в зависимости от задач и условий опыта.
Различение «Я» и «не-Я», субъекта и объекта, сознания и окружающей среды абсолютно и вечно. Дифференциация субъекта и объекта, сознания и среды, относительна и релятивна.

Напомним, что к среде обитания эниология относит не только физическую, но и внутреннюю, психическую реальность, которая в такой же степени действительна, то есть «имеет право на существование». Более того, в самом общем смысле допускаются элементы перехода, релятивности как между субъектом и объектом, так и между психической и физической реальностями, отрицаемые ортодоксальной наукой.

Здесь же следует рассмотреть вопрос о том, существует ли мир изначально и независимо от человека или же он является его собственной, сделанной им и только для себя самого реальностью.

В эниологии признается, что, хотя человек и входит в, казалось бы, уже готовую реальность, которая сотворена и отшлифована опытом предшествующих поколений, это не означает, что данная реальность исключительно «первична», ибо только постепенно, через воспитание и обучение (зубрежку и муштру) внешний мир становится своим для субъекта. Культура создает миф реальности, в той или иной мере усваиваемый человеком. Сквозь призму этого принятого нами мифа мы и оцениваем окружающее. Более того, даже при самом косном и авторитарном внешнем контроле человек никогда не воспримет внедряемую информацию точно такой, какой она предполагалась изначально. Как мы уже отмечали, каждый человек пропускает информацию через себя, через свою внутреннюю систему размерностей и ценностей и на основании этого конструирует свой собственный мир, собственную реальность. При этом, несмотря на то что внутреннему ядру личности свойствен определенный консерватизм или инерция, сами эти присутствующие в нем критерии порядка (нормы, эталоны, правила, ценности) также постепенно меняются соответственно или вопреки внешним воздействиям. Кроме того, в соответствии с антропным принципом, не только человек адаптирован к миру, но и вселенная адаптирована к человеку. Сознание, повторимся, никогда не бывает абстрактным, «самим по себе» или полностью независимым от окружения.

Мир и субъект не существуют изолированно друг от друга. Каждый творит другого, будучи связанным с другим кольцом прямых и обратных связей таким образом, что выделение мира и субъекта в известной степени относительно, условно, поскольку вселенная представляет собой бесконечную взаимосвязь, «сети, вложенные в другие сети». В такой вселенной выделение каких-либо независимых сущностей или систем в известной степени относительно и заключается в воображаемом усилении одних (внутренних) связей в ущерб другим (внешним). Выделение сознания и реальности, субъекта и объекта по большому счету оказывается временным и релятивным. Поэтому психиатры даже в случае так называемых эндогенных психозов имеют дело не с изолированными заболеваниями личности и мозга, а с проблемами образа жизни (взаимоотношения личности и ее окружения).

Примером относительности реальности и зависимости ее от исходной точки зрения можно считать рассуждения китайского философа Чжуан-цзы (IV век до н. э.), который увидел во сне, что он бабочка, порхающая туда и сюда. Он осознавал только то, что он бабочка, и не осознавал, что он человек. Внезапно Чжуан-цзы проснулся, а затем заснул вновь. И теперь он не знает, был ли он человеком, которому снится, что он бабочка, или же он бабочка, которой снится, что он человек...

Измененное состояние сознания уже само по себе влечет за собой переход в другую форму реальности, точно так же, как и переход в другую реальность неизбежно сопровождается соответствующим изменением сознания...

В связи с этим рассмотрим понятия расширенного и суженного состояния сознания, впервые предложенные в таком виде американским психологом В. Джемсом. Именно В. Джемс ввел термин поля сознания, под которым понимал вполне самостоятельный надфизический план или мир со своими собственными размерностями, закономерностями и ценностями, имеющийся у каждого человека. При этом ученый отмечал, что каждое поле имеет свои границы, которые могут сужаться или расширяться и за пределами которых психологически «нет ничего».

Следует добавить, что между суженным и расширенным сознанием существует причинное, генетическое родство. В данном случае сужение сознания, означающее его ограниченность в каком-то направлении или по отдельным признакам, является первым и необходимым этапом сознания расширенного, поскольку уже тем самым предполагает компенсаторное направление внутренней активности человека по другим каналам или по другому курсу, в том числе и в сторону расширения.

Известно, например, что у слепых чрезвычайно развиваются слух и тактильность, у глухих - зрение и мимика. Существует расхожее мнение, что у людей, целиком посвятивших себя спорту или всю жизнь занимающихся тяжелым физическим трудом, чрезвычайно слабые интеллектуальные способности, а так называемая рассеянность или непрактичность выдающихся ученых уже давно стала притчей во языцех. Универсальных гениев типа Ломоносова и Леонардо да Винчи в настоящее время нет и быть не может, поскольку на то, чтобы овладеть современными знаниями в энциклопедическом масштабе, никому не хватит ни времени, ни сил.

Известно, что Иисус Христос уединялся в пустыне, а Гаутама Будда длительное время медитировал под деревом бо, чтобы получить доступ к высшим этажам реальности...

В трансперсональной психологии и эниологии расширение сознания означает выход за пределы обычной реальности и собственного тела. Последнее осуществляется посредством ограничения или резкого прерывания потока экстрорецептивных или интрорецептивных импульсов (сенсорной депривации). Этого можно достичь с помощью уединения, изоляции, медитации, сосредоточенности на какой-нибудь идее, приема наркотических средств и психоделических препаратов, а также путем комбинации данных методов. Классическим примером здесь являются опыты Дж. Лилли по сенсорной депривации, когда испытуемого погружали в теплый соляной раствор и исключали возникновение у него всех зрительных, слуховых, тактильных и кинестетических ощущений. Такого рода нейтральная позиция сама по себе запускала процесс фантазирования и спонтанной активности с дальнейшим переходом в запредельные пространства.

И если применение наркотиков, галлюциногенов и других психоактивных средств в большинстве случаев рискованно и недопустимо ввиду их разрушительного воздействия на здоровье и психику, то медитация, ребефинг или сенсорная депривация являются безопасными и обратимыми способами достижения измененных форм сознания.

Такого рода изоляция и уход в себя с помощью йогической или буддийской медитации не поощрялись господствующей ранее в нашей стране социалистической моралью, согласно которой человек должен быть в толпе, чтобы лучше выполнять «постановления партии и правительства». При этом если альтернативный переход и овладение измененными состояниями сознания можно связать с интравертированным состоянием психики, то мораль так называемого «строителя коммунизма» соотносится с позицией экстраверта, который не привык опираться на собственные решения и волю и представляет собой «винтик» в социальной форме связи. Это не означает, что образ мышления, который навязывался коммунистической доктриной, следует считать расширенным состоянием сознания. Напротив, сознание по-прежнему оказывается суженным, просто один возможный вариант его сужения заменяется здесь другим. О том же самом, но уже с позиции социологии, говорится в книге Г. Маркузе «Одномерный человек».

* * *

Собственно трансценденция материи, энергии, сознания, пространства, времени, личности и окружающего мира осуществляется в так называемых высших состояниях сознания, представляющих собой предельный вариант измененного состояния сознания. Именно здесь в максимальной степени нарушается линейная последовательность и принятые формы причинности. Переживание альтернативных состояний сознания зачастую вообще приводит к тому, что объективное восприятие мира становится относительным, а это, как мы уже отмечали, оказывается допустимым не для всех и не всегда. Во всяком случае, жить или находиться в подобном состоянии сознания постоянно или даже сколько-нибудь долго без риска для своего психического здоровья человек не может.

Трансцендентные переживания уже сами по себе дискредитируют идею жесткого и независимого существования вещей, процессов и самих физических законов. В таких переживаниях материя - это скорее паттерны (клубки, итерация связей), взятые условно и произвольно, в упрощенном виде, исключительно для удобства и ориентировки. Здесь принципиально отсутствие законченных, фундаментальных систем и принципов (Д. Чу), наличие бесконечного множества миров и соответствующих им измерений, параллельных нашей реальности (Х. Эверетт). Эти миры отделены от нас не только с точки зрения расстояния (Д. Бруно), но и по отношению к нашим качественным и ценностным критериям (например, иерархически), то есть в пространственном смысле они могут быть даже совместимыми с физическим миром...

То, что измененная реальность существует реально, не признается ортодоксальной наукой, которая видит здесь обман, заблуждение, вымысел, подтасовку, психическую болезнь и отказывается принять, что данная реальность имеет такие же права на существование, как и реальность физическая.

Называя нетривиальные когнитивные процессы, переживания и образы измененным состоянием сознания, ортодоксально мыслящие психологи и психиатры, как правило, отрицают и информативность данного состояния, фиксируя только сам факт его наличия исключительно в виде психопатологического симптомокомплекса, который «надо лечить». Неудивительно, что классическая психиатрия категорически отрицает саму возможность получения каких-либо полезных сведений из этих миров или превращения индивидуального «психопатологического» опыта в коллективные представления. Альтернативная же наука с таким подходом бывает согласна не всегда и не вполне.

Речь идет, разумеется, не о массовых или индуцированных психозах истерического толка в виде так называемых «психических эпидемий», характерных для прошлых веков и с новой силой возродившихся на телесеансах Кашпировского, а совершенно о другом. Так, например, в уфологии разработана практика виртуальных путешествий в форме телепатического контакта с невидимыми существами Тонкой реальности. Имеется также опыт путешествий в альтернативных мирах и пространствах, детально описанный Э. Сведенборгом и Д.Л. Андреевым, а также многочисленные варианты магических и шаманских восхождений...

Эниопсихология не без основания полагает, что в отдельных случаях индивидуальные психические образы могут физически проецироваться вовне и поэтому заслуживают более серьезного анализа. Яркие примеры в данном случае - появление НЛО вблизи португальской деревни Фатима, свидетелями которого стали десятки тысяч человек, нисхождение «благодатного огня» в Храме Гроба Господня, мироточение икон и многие другие эффекты полной или частичной материализации.

Следует добавить, что измененная реальность сама по себе не может быть изучена до конца с помощью формальной логики и в обычном состоянии сознания. Ее можно постигнуть только лишь с помощью сознания, соответствующим образом измененного, и альтернативной логики. Речь идет о возможности постижения параллельной реальности в условиях неполного отделения от обычной среды, поскольку при полном отделении запредельный опыт окажется просто невыразим. В этом смысле можно говорить о степенях, или уровнях, постепенного перехода сознания из мира физического в мир запредельный с изменением его самого...

Кроме того, освоение такого рода сред и сам процесс наведения измененных состояний сознания, которые из функциональных легко могут стать органическими и необратимыми, достаточно опасны и связаны с определенным риском. Поэтому отбор в группы холо-тропного дыхания, уфологии и медитации должен быть строгим. Как говорится во многих наставлениях и инструкциях по изучению аномальных зон, полтергейста, неопознанных летающих объектов и альтернативных миров, такими исследованиями могут заниматься только совершеннолетние и притом психически здоровые и уравновешенные люди, которые полностью отдают себе отчет в своих действиях и для которых физическая реальность - это главная реальность сегодняшнего дня. Лица, зачарованные паранормальным или относящиеся к нему как к сверхценности, как правило, не принимаются в число участников. Другими словами, при вполне допустимом интересе к потустороннему необходим и определенный процент скепсиса и здравого смысла для того, чтобы без вреда для здоровья овладевать информацией, приходящей со стороны иных миров или иных измерений.

Подобные предостережения естественным образом существуют и соблюдаются и в ряде других профессий, связанных с пребыванием в зоне риска, - у военных, космонавтов, водолазов, пожарников, сталеваров, шахтеров и др. В этих видах деятельности также требуются определенные способности и подготовка, чтобы безальтернативно не преступить опасный барьер.

Иных состояний сознания и соответствующих им реальностей бесчисленное количество, а их ценности и ориентиры беспрецедентны. Информация, получаемая из запредельности, зачастую невыразима, не всегда поддается точному, количественному анализу, во многих случаях неприемлема для других, а поэтому ее нельзя принимать как абсолютную истину или как физический закон. Личный опыт в постижении такого рода иных миров практически всегда оказывается хотя и наиболее убедительным и ценным, но только вашим личным опытом, передавать который другим не то чтобы нельзя, но зачастую невозможно без потерь или искажений. Впрочем, известны культуры, в которых овладение некоторыми степенями измененного состояния сознания считается чем-то обычным и даже обязательным. Речь идет о коллективных магических обрядах и оргиях, включающих в себя употребление участниками психоактивных веществ, наркотиков или алкоголя.

* * *

Отечественный ученый Д.С. Спивак разработал новую дисциплину - лингвистику измененных состояний сознания. Он заметил, что тексты, рожденные в этом состоянии, в свою очередь могут ввести человека в измененное состояние сознания. В языковом отношении они построены совершенно иначе, чем тексты, порожденные в обычном состоянии сознания. При правильном чтении таких текстов человек попадает в резонанс с соответствующим отрезком реальности или изменяет существующую реальность. Собственно, текст не читается, он исполняется, сбывается. Можно заметить, что описание свойств текстов данного типа перекликается с высказанной выше идеей построения миров, соответствующих состоянию сознания.

Примерами таких текстов являются молитвы, мантры, другие сакральные тексты, некоторые психотерапевтические метафоры. Что же касается логических, смысловых особенностей такого рода фраз и слов, то они могут и не восприниматься умом. С точки зрения обычного восприятия они могут выглядеть полной бессмыслицей или вообще звучать на иностранном языке. Главное, что характеризует эти тексты и сходные с ними поэтические произведения, - это определенная монотонность, повторяемость, симметрия звуков и слогов, которая и вводит человека в измененное состояние сознания. Подобное встречается, к примеру, и в так называемых «настроях» Г.В. Сытина, не выдерживающих критики с позиций здравого смысла.

Аналогичное мнение высказывает и современный исследователь древневосточных сакральных текстов А.Е. Лукьянов. По его наблюдениям, любые попытки избавиться в них от эстетических и мыслительных метаморфоз или иных форм украшательства, на взгляд европейца совершенно ненужных в философском трактате, зачастую приводит к тому, что философское здание вдруг тускнеет, мертвеет, теряет свое художественное и смысловое оформление и распадается на глазах.

* * *

Таким образом, существует нормальное, а также измененное состояния сознания, которые отличаются условно, применительно к ситуации и к самой личности. Состояние сознания и форма реальности, однако, по большому счету неотделимы друг от друга. Расширенное состояние сознания, означающее крайнюю степень выхода за пределы своего тела и самой физической реальности, возможно только на основе той или иной степени морального и физического отказа от предикатов этой реальности с элементами изоляции от среды и сужения ординарного сознания.

Проще сказать, что существует не одно «нормальное» состояние сознания, а несколько, причем к ним следует отнести и некоторые измененные состояния сознания. Правильнее квалифицировать большую часть измененных форм сознания как пограничные между нормой и патологией, с чем наверняка согласятся многие психиатры и психологи. Американский психолог Вильям Джеймс некогда писал: «Наше нормальное бодрствующее сознание, разумное сознание, как мы его называем, - это не более чем один особый тип сознания, в то время как повсюду вокруг него, отделенные от него тончайшей преградой, находятся потенциальные и совсем другие формы сознания. Мы можем прожить жизнь, и не подозревая об их существовании; но стоит применить уместный стимул - и они появятся в мгновение ока и во всей полноте - определенные умонастроения, которые, возможно, где-то могут быть применены и приспособлены».

По словам Ч. Тарда, некоторые народы, относимые к «примитивным», очень четко различают разновидности этих состояний и, более того, считают человека, не испытывающего в той или иной обстановке соответствующей формы измененного состояния сознания, духовно обделенным или больным. В их понимании такой человек заслуживает жалости или презрения. В европейской же культуре измененные формы сознания зачастую считаются проявлением болезни, поскольку в жизни современного человека и общества они крайне редко проявляются и находят позитивное применение.

С. Гроф писал об этом: «Опыт и поведение шаманов, индийских йогов, сидху (святых отшельников) или духовных искателей других культур по западным психиатрическим стандартам следовало бы диагностировать как явный психоз. И наоборот, ненасытное честолюбие, иррациональные побуждения к компенсации, технократия, современная гонка вооружений, междоусобные войны, революции и перевороты, считающиеся нормой на Западе, рассматривались бы восточным мудрецом как симптомы крайнего безумия. Точно так же нашу манию постоянного прогресса и „неограниченного роста“, наше отрицание космических циклов, загрязнение жизненных ресурсов (воды, почвы и воздуха), превращение в бетон и асфальт тысяч квадратных миль земли в таких местах, как Лос-Анджелес, Токио или Сан-Пауло, американский или мексиканский индеец-шаман посчитал бы чудовищной несообразностью и опасным массовым безумием».1

Мистический склад ума первобытных племен проявляется в том, что ни одно из серьезных мероприятий и событий (охота, собирание плодов и ягод, дальние путешествия, болезни и похороны) не обходится без вхождения в измененное состояние сознания, в котором участвуют все члены племени. Для первобытного мышления характерны не логические законы причинности, а законы сопричастности, согласно которым субъект может быть одновременно самим собой и еще каким-либо существом, в другом пространстве и времени. Такой тип мышления Л. Леви-Брюль предлагал называть дологическим, обращая внимание на то, что оно не является нелогическим или антилогическим, а просто подчиняется своим собственным законам. Ученый также подчеркивал, что дологический тип мышления характерен исключительно для коллективного уровня сознания, а индивидуальное мышление представителей примитивных народов в основном тождественно современному европейскому. При этом Леви-Брюль считал, что дологические коллективные представления продолжают существовать и в современном обществе в форме религии, моральных понятий и обычаев там, где существует потребность в живом общении с окружающим миром, которое не может заменить современная наука...

* * *

Обобщая сказанное, отметим, что измененным называется состояние сознания, индуцированное различными физиологическими, психологическими или фармакологическими приемами или средствами. Оно распознается как в той или иной степени выраженное отклонение субъективно, то есть самим человеком, или же наблюдателем со стороны, но при обязательном сопоставлении как с окружающими условиями, так и с социальной оценкой и традициями индивида.

Особого внимания заслуживает изменение состояния сознания в тех случаях, когда оно связано с наличием у человека какой-либо патологии - например, при обезвоживании, дисфункции щитовидной и надпочечной желез, лишении сна и еды, гипервентиляции или, напротив, кислородном голодании, высокой температуре тела, интоксикациях и т.д. Некоторые психические болезни - такие как шизофрения, эпилепсия или маниакально-депрессивный психоз - сами по себе являются постоянным источником измененного состояния сознания.

* * *

Перечислим наиболее типичные признаки измененного состояния сознания.

1. Изменения в мышлении. Считается, что человек в измененном состоянии сознания регрессирует на дологический уровень мышления, свойственный нашим первобытным предкам. Здесь, кстати, кроется одна из причин, по которой современные примитивные племена считают большинство видов измененного состояния сознания разновидностью нормы: они сами б´ольшую часть жизни находятся в измененном состоянии сознания.

В таком состоянии сознания исчезает различие между причиной и следствием, возникает амбивалентность суждений и мистический стиль мышления. Точно так же у сильно опьяневшего человека мышление нисходит на самый примитивный уровень, близкий к тому, какой наблюдается у детей либо у представителей первобытных народов. Более того, это мышление характеризуется отрывочностью и бывает подвержено постоянным колебаниям в зависимости от настроения человека, которое также непрерывно меняется. В этом кроется причина амбивалентности мыслительной продукции у пьяных. Что же касается мистического стиля мышления, то он больше свойствен потребителям галлюциногенов.

2. Нарушение чувства времени. Оно проявляется в виде дезориентации во времени, а также в субъективно ощущаемом ускорении либо замедлении хода времени.

Этот признак наблюдается у алкоголиков и наркоманов в различные моменты их жизни. Примером ускорения времени могут быть так называемые алкогольные палимпсесты, или провалы в памяти, когда человек наутро после попойки не может вспомнить некоторые ее моменты. И, напротив, замедление времени отмечается у наркологических больных в абстинентном состоянии. Так, пациенты, несмотря на активное лечение, назойливо задают врачу один и тот же вопрос: «Ну когда мне станет легче?» Кроме того, почти все пациенты в состоянии выраженной абстиненции требуют у врача повышенных доз снотворных, справедливо полагая, что во сне время пролетит быстро и за это время все их болезненные симптомы успеют уйти.

3. Эмоциональные изменения. С ослаблением сознательного контроля и социальных запретов в измененном состоянии сознания у человека появляются неожиданные, слабо мотивированные, но ярко выраженные примитивные эмоции - от восторга и экзальтации до ужаса и меланхолии. Этот признак отчетливо проявляется у пьяниц, которые могут лить слезы по поводу судьбы серенького козлика или объясняться в любви малознакомому человеку. Вспомните эпизод из кинофильма «Кавказская пленница», когда сильно опьяневший Шурик заплакал в конце тоста: «Птичку жалко». При этом многие алкоголики болезненно реагируют, если собеседник не отвечает такой же взаимностью или насмехается. Об этом свидетельствует сакраментальная фраза всех пьяниц: «Ты меня уважаешь?»

4. Часто возникает чувство деперсонализации, которое выражается в иллюзии изменения тела (укорочение либо удлинение конечностей, появление уродливых форм), в ощущении отделения сознания от физического тела, в чувстве слияния своего «Я» с другими людьми и со всей вселенной. Это может сопровождаться изменением чувствительности (парестезиями или полной анестезией), изменением представления о весе тела, чувством левитации, полета и т.д.

У алкоголиков данный признак появляется только при наступлении психоза. Довольно часто его можно наблюдать у тех, кто употребляет психоделические препараты.

5. Изменения восприятия: цвета и звуки становятся чрезвычайно интенсивными, появляется синестезия: звуки воспринимаются как цвета, а цвета - как звуки. Вслед за этим возникают яркие и образные слуховые и зрительные галлюцинации по типу онейроида или делирия.

Такое состояние нередко наблюдается у тех, кто находится под воздействием психоделических препаратов. Белая горячка - наиболее часто встречающийся психоз у алкоголиков, при котором человек испытывает мощные зрительные и слуховые галлюцинации и действует в соответствии с ними. При этом ординарная реальность включается в структуру психоза, но как бы отходит на второй план. Когда картина мира полностью замещается фантастической, наступает состояние, называемое онейроидом.

Примером измененного восприятия являются сюрреалистические картины С. Дали и других художников.

6. Изменение ценностных ориентиров. Переоценивается буквально все, что видит человек или что приходит ему в голову. Возможна гиперболизация либо, напротив, затухание или снижение интенсивности чувств и эмоций. Появляется сверхценное отношение к возникающим в голове образам и мыслям, чувство собственной трансформации, ощущение, что сознание и духовность поднимаются на более высокий уровень. Многие в таком состоянии искренне полагают, что на них снизошло озарение, что им открылась некая высшая истина, что они испытали просветление, инсайт. Измененное состояние сознания как бы на время вырывает человека из социальных связей. Весь общественный порядок, все ценности социума в это время куда-то отодвигаются, а на их место приходят совершенно другие стандарты и порядок.

Если искажение и гиперболизация эмоций чаще бывают при опьянении, то состояние, напоминающее буддийское просветление, или самадхи, возникает, как правило, после приема психоделических препаратов. Характерно, что человек в этом состоянии считает, что он сделал какое-то великое открытие, разгадал какую-то тайну; при этом, вернувшись в ординарное состояние сознания, он либо не может вспомнить, в чем состояла эта тайна, либо обнаруживает, что «открытие» совершенно банально.

Сверхценное отношение к возникающим образам и мыслям у человека, ведущего бездуховный образ жизни и принимающего психоделики, только напоминает истинное просветление, но не является таковым. Однако в некоторых случаях прием галлюциногенов и одурманивающих веществ действительно облегчает проникновение в запредельные миры, что, к примеру, имеет место в шаманизме и некоторых разновидностях магии.

7. Чувство невыразимости своих переживаний. Этот признак тесно связан с предыдущим. Причиной возникновения такого чувства может быть действительная беспрецедентность запредельного опыта, для передачи которого в обычном человеческом языке слов не только нет, но и в принципе не может быть. Дело в том, что наш язык приспособлен для физической, или трехмерной, реальности с четким разделением субъекта и объекта, тогда как при вступлении в многомерную реальность в измененном состоянии сознания человек зачастую оказывается неразрывно слит с возникающими перед ним образами. При этом по возвращении в рациональное состояние сознания большая часть впечатлений забывается, и человек не может ничего вспомнить, как бы он ни старался.

Этот признак чаще имеет место при приеме галлюциногенов и психоделических препаратов.

8. Повышенная внушаемость человека. Данный признак обусловлен тем, что в измененном состоянии сознания критическое отношение к действительности, являющееся продуктом рассудка, здесь значительно снижается либо вообще исчезает. Кроме того, в сознании человека происходит размывание границ между собой как личностью, как физическим существом и остальным миром, то есть человек оказывается не способен отличить объективное от субъективного.

Фабулой внушения могут быть рациональные, конструктивные установки или, напротив, фантастические и деструктивные. В любом из вариантов они обладают подчас колоссальной мотивационной силой, которой человек поддается без оглядки.

Алкоголики в состоянии делирия действительно становятся внушаемыми. На этом основан диагностический симптом Липмана, когда пациента просят закрыть глаза и через веки слегка надавливают на глазные яблоки, при этом внушая ему, чт´о он должен увидеть. Симптом считается положительным, если у больного имеются скрытые признаки белой горячки (предделириозное состояние). Используется также симптом «нитки», когда врач протягивает пациенту обе руки, в которых якобы зажата натянутая нить, и при этом делает соответствующее внушение. Симптом считается положительным, если больной видит «нитку», определяет ее «цвет», и особенно если он начинает по просьбе врача «нитку» тянуть и сматывать.

Примечательно, что больному в состоянии алкогольного делирия почти невозможно внушить отсутствие его галлюцинаторных видений или звуков. Точнее, если даже удастся на короткое время сделать внушение, что никаких «бандитов» или «чертей» вокруг него нет, то они через некоторое время все равно появятся перед его внутренним взором.

При развитии онейроидного состояния (которое очень редко бывает у больных алкогольными психозами и больше свидетельствует о какой-то иной присоединившейся патологии) факторы внешней среды полностью замещаются вымышленными, которые имеют в основном сюрреалистический характер. Страха, как при горячке, здесь обычно нет, ибо человек видит развертывающуюся перед ним картину как бы со стороны, не являясь прямым участником фантастического действия, как при делирии. В чувственной сфере преобладают восторг, заторможенность, экзальтация, а контакт с больным, как правило, затруднен или вообще невозможен.

9. Расширение сознания. Это термин часто используется людьми, изучающими измененное состояние сознания. Под ним подразумевается полное либо частичное включение человеком в свое восприятие других точек зрения при сохранении ведущей роли собственной.

Примечательно, что расширение сознания парадоксальным образом связано с сужением его ординарной формы. Так, к примеру, состояние депривации (изоляции) непосредственным образом способствует возникновению измененного состояния сознания. Этот факт можно связать с концепцией доминанты отечественного физиолога А.А. Ухтомского, в соответствии с которой мышление или чувствование в одном направлении (доминанта) гасит все другие направления. Кроме того, данное свойство сознания можно рассмотреть в связи с представлением о психической энергии, циркулирующей в психике человека подобно своеобразной жидкости, текущей по трубам. В свою очередь «гидродинамическая» концепция возникновения измененного состояния хорошо объясняет, что сознание меняется при всяком ограничении обычных сенсорных стимулов, когда внимание человека направляется в так называемую субсенсорную область, которая в бодрствующем состоянии обычно подавлена доминирующими стимулами физической среды.

* * *

Вне зависимости от причин своего возникновения измененное состояние сознания развивается по определенной стереотипной схеме, в которой условно можно выделить четыре фазы.

Первая фаза - так называемое погружение, когда человек чувствует некоторую затуманенность сознания, нарушение его ясности, четкости в отношении внутреннего мира и внешней среды.

Вторая фаза - обнаружение себя в альтернативной реальности - наступает либо почти мгновенно, либо через некоторое время. Характеризуется частичным восстановлением ориентировки, хотя полного контроля со своей стороны человек не достигает. По-прежнему отсутствует четкость и ясность восприятия, включая специфический феномен растворения себя как личности в собственных же переживаниях. Человек увлекается потоком мыслей из своего подсознания и архетипическими фантазиями.

Третья фаза - переосмысление своего личностного «Я» применительно к новым условиям. Человек переживает более тесное соединение личностного начала со своим окружением и отсутствие дифференцировки «Я» и «не-Я». В то же время он получает массу невыразимой информации чувственного плана, а его самосознание подвергается реконструкции и переориентировке.

Четвертая фаза - феномен откровения. Это завершающий этап развития самосознания на дологическом уровне. Характеризуется ясностью и четкостью смысловых и моральных ориентиров в новом качестве, чувством окончательного изменения и обновления своего «Я», появлением новых перспектив и целей в физической жизни.

Выход из измененного состояния сознания осуществляется постепенно. При этом большая часть полученной информации, которую человек тогда считал важной, забывается либо подавляется прежним социальным опытом.

Следует отметить, что прохождение всех четырех фаз осуществляется далеко не во всех случаях. Чаще всего процесс заканчивается, достигнув первого или второго этапа, поэтому говорить о какой-либо трансформации личности, допустим, при пребывании человека в состоянии обыкновенной задумчивости или при небольшом стрессе, нельзя.

* * *

Отдельно стоит коснуться вопроса о соответствии измененного состояния сознания существующей реальности. Поскольку для трехмерной, или физической, реальности адекватно ординарное состояние сознания, в реальности иного плана функционирует сознание иной направленности, то есть измененное. Говоря о различных мирах или планах бытия, здесь мы имеем в виду прежде всего Тонкую, или многомерную, реальность, которую в науке принято называть субъективной реальностью. Можно также сказать, что человек, входящий в измененное состояние сознания, вместе с тем входит в соответствующую ему многомерную реальность. При этом считается, что сколько измененных реальностей, столько и соответствующих им сознаний. Также распространена идея, что человек эту реальность творит своим прямым участием или совершает ее выбор из множества таковых...

Остановимся на проблеме влияния окружающей обстановки на изменение состояния сознания. Как уже говорилось, сознание изменяется легче всего при минимальном количестве внешних раздражителей - в состоянии, именуемом в психологии сенсорной депривацией. Этот факт отмечался многими во время одиночного плаванья, полярной зимовки, одиночного заключения, длительного пребывания в сурдокамере и т.д.

С точки зрения современной нейрофизиологии, спонтанные зрительные и слуховые образы выплывают из подсознания при всяком торможении коры головного мозга вне зависимости от того, чем оно бывает вызвано: действительным прекращением извне поступления информации либо отравлением какими-либо химическими веществами. Согласно теории И.П. Павлова, высшая нервная деятельность может быть заторможена и чрезмерно сильным раздражением (запредельным торможением), которое является относительным адаптивным актом, защищающим кору головного мозга от дальнейшего разрушения. Например, известно, что люди впадают в ступор или гипнотическое состояние не только в обстановке максимального покоя, но и по причине резкого и громкого звука, окрика, световой вспышки и т.д., а также в результате неожиданного получения значимой информации.

С другой стороны, окружающая среда может прямым образом воздействовать на качество измененного состояния сознания и соответствующих ему переживаний. Это хорошо известно наркоманам, которые во время приема препарата всегда стремятся уединиться, избавиться от сильных звуков, толчков и любых других помех со стороны. В кругу потребителей канабиоидов (марихуаны) встречается термин «грузить», то есть индуцировать отрицательные психоделические эффекты. Считается, что «грузит» тот, кто, находясь в компании принявших препараты конопли, несет негативную информацию, являющуюся диссонансом на фоне общего благодушия. Этот человек (чаще всего новичок) рассказывает страшные и неприятные истории, тормошит остальных людей, навязывая им свою точку зрения или пытаясь быть лидером в этой группе.

* * *

Исторический опыт показывает, что измененные состояния сознания издавна широко использовались в творческом процессе (ин-сайт, озарение), в религиозной и оккультной практике (достижения просветления, самадхи, сатори, общение с духами, святыми, ангелами и божеством и т.д.), играли большую роль в целительных практиках. Так, к примеру, шаманы не только сами входили в измененное состояние сознания, чтобы дистанционно диагностировать или лечить больного, но и их пациент в это время находился в измененном состоянии сознания (в этом состоит отличие шаманского акта целительства от классической гипнотерапии, где в измененном состоянии сознания находятся только пациенты, но отнюдь не врач).

При употреблении алкоголя, наркотиков и других психоактивных средств (в зависимости от традиций и социальных условий) человек впадает в субъективно позитивное измененное состояние сознания - для того, чтобы избавиться от стрессов и гнетущей информации, продуцируемой окружающей средой, чтобы повысить свое настроение, чтобы расслабиться и облегчить контакты с другими людьми. Вопреки устоявшемуся в народе мнению, выразившемуся в пословице «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке», следует отметить, что опьяневший человек является совсем другим человеком, отличным от того, которым он был в состоянии трезвости: у него совсем другие мысли, чувства, цели и намерения. Точнее, прежние мысли и желания могут сохраняться, но они в значительной степени искажаются и переоцениваются опьяневшим. В большинстве случаев поведение пьяного, как мы уже говорили, упрощается, то есть человек опускается на более примитивный уровень поведения. Появляются и некоторые не свойственные трезвому желания и чувства, например, исчезает либо значительно уменьшается чувство опасности. Именно это свойство алкоголя, а также его транквилизирующее действие использовали почти во всех армиях мира во время боевых действий - вспомните, например, пресловутые фронтовые сто граммов во время Великой Отечественной войны...

Многие люди творческих профессий использовали для вхождения в состояние озарения или творческого подъема различного рода психоактивные вещества, изменяющие сознание. Однако даже спорадическое употребление наркотиков и алкоголя чревато тем, что оно легко может превратиться из привычки в потребность - так случается не всегда, но и не так уж редко. Кроме того, многие творческие личности - и в особенности люди искусства - были легко ранимыми и тонко чувствующими людьми. Алкоголь и наркотики становились для некоторых из них спасительным средством. Но столь же легко эти люди попадали в зависимость от таких веществ. Известно, к примеру, что Элвис Пресли и Мэрилин Монро были зависимы от транквилизаторов и снотворных, которые преждевременно и свели их в могилу. В США и Западной Европе многие рок-музыканты «подсаживались» на наркотики, позволявшие им войти в измененное состояние сознания и стимулировавшие творческий процесс. В России творческие личности чаще находили некоторое успокоение в употреблении алкоголя и становились зависимыми от спиртных напитков - С. Есенин, А. Фадеев, М. Шолохов, В. Высоцкий...


1 Гроф С. За пределами мозга. - М.: Изд-во Московского Трансперсонального Центра, 1993. - С.323.



ВНИМАНИЕ!!! Вся информация предоставляется исключительно с образовательной целью.
Наркотики вызывают зависимость, вредят здоровью и угрожают жизни!

 © 2007-2020 Наркотики.SU
 ссылки статьи контакты реклама

Энциклопедия наркотиков
все о наркотиках и лечении наркомании

Rambler's Top100  
Free Web Hosting